«Магазин для родителей, у которых подход к детям отличается от главенствующего». Книжный «Маршак» открывает онлайн‑школу
Юлия Сугуева
«Магазин для родителей, у которых подход к детям отличается от главенствующего». Книжный «Маршак» открывает онлайн‑школу
1 мая 2020, 14:42

Иллюстрация: Костя Волков / Медиазона

«Медиазона» уже больше двух лет работает и развивается благодаря поддержке своих читателей. Сегодня помощь оказалась нужна малому бизнесу — этому посвящена наша рубрика «Солидарность». Как выручить независимый магазин детской книги «Маршак» и заодно узнать что-то новое о тайм-менеджменте, подростковой сексуальности и преодолении школьных травм, рассказывают его сооснователь Сергей Карпов.

Как помочь: купить книгу или сертификат, записаться в онлайн-школу, задонатить любую сумму.

Что такое «Маршак»

Я захотел свой книжный после того, как познакомился с независимыми магазинами. Сейчас это уже устойчивая фраза, и все понимают, о чем речь, а в 2005 году этого не знали — особенно в маленьких городах, как мой родной Волжский.

В 2016 году мы с моей женой Наташей Платоновой и дочкой Варей были на новогодних праздниках в Волгограде, впервые за два года оставили ребенка с кем-то и ничего лучше не нашли, как съездить в кинотеатр, и Наташа в пути почему-то предложила: «Давай продавать детские книжки».

Вернувшись в Москву, я списался с художницей Полей Плавинской, мы вывалили ей идею книжного, оказалось, что она тоже давно хотела.

Когда думали, как назваться, мы точно понимали, что это не должно быть что-то вроде «Мир детства», это не должен быть магазин про розово-голубой мирок. В голове был понятный образ: мы делаем книжный магазин для детей и родителей, и он должен абсолютно следовать идее независимых книжных, когда распространение знаний доступно и дешево, когда есть авторский отбор и свободная социализация с людьми, которые к тебе приходят.

Собственно, было два варианта: «Барто» и «Маршак».

Я подробнее изучил биографию Маршака и выяснил, что те вещи, которые он делал в 30-е годы ХХ века, очень близки по ценностям нам всем. Этот человек, помимо буквального создания институтов, которые сделали детскую литературу такой, мы ее сейчас знаем, еще давал возможность работать детским поэтам и писателям. Он спас огромное количество людей от гибели, за некоторых заступался, чтобы их не репрессировали. Это такая своеобразная правозащита, что нам всем очень близко. И мы назывались так, потому что Маршак стал в наших головах символом мира детской литературы, который случился и получился благодаря действиям одного конкретного человека.

Потом я был в Петербурге, зашел в магазин при издательстве «Поляндрия» и рассказал, что мы думаем про книжный магазин. Они предложили: «Нам надо на фест в Москве, давай мы вам книжек отгрузим, вы туда придете "Маршаком" и будете просто продавать наши книжки». Я согласился. Вернулся в Москву, связался с некоторыми другими издательствами. Большинство говорили: «Ребят, а вы знаете, что до вас было восемь таких проектов? И из этих восьми восемь закрылось». Мы отвечали: «Да, да, знаем». Я думаю, какое-то время на нас смотрели как на фриков.

С марта по ноябрь 2017 года мы работали только на ярмарках и фестивалях. 18 ноября у нас открылся магазин в Казарменном переулке. Мы сами себе хозяева, сами все делаем.

Наш магазин — для родителей, у которых подход к детям в некоторой степени отличается от главенствующего. Они готовы тратить время на воспитание своих детей, у них есть ресурс, чтобы их воспитывать, они понимают, что такое образование, что такое инвестиции в ребенка, они не приемлют патерналистский подход, они договариваются с ребенком, выстраивают партнерские отношения, доверие.

У нас мало книг, по сравнению с остальными, но это почти стопроцентное попадание, чтобы у человека не было размышлений: «Как найти хорошую из всего этого говна?». У нас такой диктаторский подход: нравится — берем. Предложения издательств: «Вот топ, это супер продается — берите» на нас не работают, потому что не всегда в топе есть то, что нам интересно.

В «Маршаке» книжки на возраст от нуля до бесконечности. Подростковая литература заходит и взрослым людям. Собственно, в этом наши основная ценность и миссия — делать так, чтобы прекратило существование жесткое деление на мир детей и мир взрослых. У нас не только детское. Приходите, порекомендую вам гениальную биографию Александра Проханова в исполнении Льва Данилкина или труд по изучению девиантного поведения.

Тусовки, игры и клипы «Маршака»

Делая мероприятия, мы всегда пытаемся немножко балансировать на грани постмодерна — делать презентацию книги «Тинейджеры» про становление субкультур как феномена социальной жизни и приглашать рассказать про нее музыкального критика Андрея Бухарина, делать вечер с Артемием Троицким. Для них это тоже непонятная штука, типа «почему детский книжный магазин позвал?». Но это популяризирует и расширяет зону пограничной детско-взрослой литературы. Для этого же у нас был формат «Приглашенный продавец», мы приглашали на один день человека, который вообще никакого отношения к миру детства не имеет — условного Сережу Мохова, чтобы он попродавал наши книжки.

Раз в неделю мы в «Маршаке» смотрим диафильмы. Это магия, конечно. Современные дети вообще не понимают, как это работает, а современные родители — это дети, которые 30 лет назад смотрели диафильмы вместе со своими родителями. Это такой культурный транзит, очень классное наследие, которое действительно позволяет синхронизироваться с ребенком.

Мы проводим фестивали «Хотели как лучше». Варя называет их «Хотели, как лужа». Мы изначально не собирались делать «Маршак» только как книжный магазин, предполагали, что будет какой-то центр по изучению юности. Фестивали проходили уже два раза, надеюсь, в этом году будет третий.

С Александром Троицким из петербургского издательства «Клаудберри» и дизайн-студией ESH gruppa мы издали набор «ОБЭРИУ» — книжку со стихами поэтов-обэриутов и плакаты с играми. Это такой продукт для всех членов семьи, который тоже работает с принятием нашего культурного кода, наследия. Для меня это очень болезненный вопрос, потому что в постсоветских странах нарушена коммуникативная цепочка передачи важного знания из поколения в поколения. Мы придумали разную форму, чтобы и дети поиграли, и родители, и подросткам было клево — записали клип с «Макулатурой» в поддержку проекта. Полмиллиона рублей собрали по краудфандингу, доложили примерно столько же своих и издали. Сейчас мы допродаем тираж, мы все окупили, все нормально.

«Маршак» онлайн

Положение с началом карантина очень простое — продажи упали до нуля. За апрель мы продали книг на 10 тысяч рублей. Мы делаем максимально дешевые книги, но очень сильно проседаем в маржинальности. Я недавно посчитал, что наша маржинальность — 2-3% с проданной книги: продаешь книжку за тысячу рублей и зарабатываешь после всех выплат 20 рублей.

Мы никогда не зарабатывали, мало того, мы всегда докладывали из своих. В прошлом году девять месяцев мы выходили в ноль, в этом году просели даже до кризиса и до закрытия.

У нас договоренность с арендодателем: за апрель мы заплатили половину. Но платить за аренду за май вообще нечем.

В общем, угроза закрытия магазина давно нависла, мы своими деньгами компенсировали, но сейчас просто не сможем.

21 апреля у нас появился онлайн-магазин. Сайт вышел в минимально рабочей версии, но нам надо было запуститься максимально быстро. Сейчас допилим за месяц-два — и будет клевый-клевый магаз.

Школа «Маршака»

Мы подумали, что будет круто сделать образовательную площадку с курсами, посвященным самым востребованным темам, и открываем школу «Маршака». На старте будет три курса:

Про подростковую сексуальность, для детей и взрослых, чтобы люди внутри семьи научились друг друга видеть, слышать, понимать, принимать. Вести будет Кристина Покрытан — инструктор по сексуальному образованию среди подростков и детей.

Про тайм-менеджмент для подростков: как совместить школу, курсы, дружбанов, видеоигры, свои желания, мечты. Вести будет Александр Троицкий, у него частная школа для начальных и средних классов в Петербурге и издательство «Клаудберри».

— Про всякий детский ад и его преодоление: травля, воровство. Его будет вести Лиля Брайнис из благотворительного фонда «Шалаш», который занимается адаптацией приемных детей к учебе.

View this post on Instagram

Друзья, у нас новости! Наконец-то мы запускаем онлайн-магазин, в котором будет так же клёво и уютно, как в «Маршаке» в Казарменном. Для нас это как третий день рождения, особенно сейчас, когда уже больше месяца мы практически не продаём книг из-за карантина. Вы точно знаете что сейчас происходит с малым бизнесом, об этом уже тысячу раз написали все, но мы не хотим закрываться и начали перестраивать свою модель постепенно. На следующей неделе мы запустим ещё один стартап внутри «Маршака», который, нам кажется, вам придётся по душе и будет полезен всем членам ваших семей. Мы прям дрожим от нетерпения рассказать, но пока не можем. Сегодня мы запускаем сайт, но уже неделю работаем над его редизайном, который выходит ох каким классным! Пока мы приняли решение запуститься в минимально работающем варианте, чтобы хоть как-то оплатить аренду за май, на которую пока у нас всего 5000₽ из 73000₽ =) В текущей версии не все книги доступны, но мы работаем над этим каждый день и каждый день добавляем новые. Также пока практически нет рубрикатора, поэтому пользуйтесь категориями, которые на странице каждой книги есть. И да, если вы сможете рассказать своим друзьям о том, что мы запустились — это будет лучшее дело на свете! Спасибо вам и обнимаем! Ваш «Маршак» Активная ссылка в описании профиля. http://marshakbooks.ru/

A post shared by marshak_books (@marshak_books) on

Понятно, что главная помощь нам сейчас — это покупка книг. Второй путь — у нас все еще открыта возможность задонатить нам разово. В первую неделю карантина Поля придумала формат онлайн-чтений, мы просили разных людей почитать книжки вслух. В общей сложности поучаствовали больше сорока человек за две недели. Эти стримы мы проводили с просьбой поддержать нас и собрали 90 тысяч. Благодаря этому мы и существуем, даже на май немножко осталось. Надеемся, теперь, когда у нас есть онлайн-магазин и образовательные курсы, мы сможем заплатить за аренду за май и после вируса прийти в норму и не сломаться.