«Вы будете сидеть, и вас будут судить». Навальный против судьи Морозовой в химкинском отделе полиции
Анна Истомина|Максим Литаврин|Александр Бородихин
«Вы будете сидеть, и вас будут судить». Навальный против судьи Морозовой в химкинском отделе полиции

Отдел полиции в Химках, где судья Елена Морозова на выездном заседании продлила срок задержания Алексея Навального. Фото: Давид Френкель / Медиазона

18 января, на следующий день после возвращения Алексея Навального из Германии, в подмосковных Химках состоялось судебное заседание, уникальное даже для России: судья Елена Морозова прямо в отделе полиции на 30 суток заключила политика под стражу. «Медиазона» вела онлайн о развитии событий в Химках, а поздно вечером получила аудиозапись заседания и приводит ее расшифровку.

Судья Елена Морозова заходит в зал и просит Навального представиться; тот уставшим голосом называет свои данные. Морозова зачитывает его права и спрашивает, понятны ли они. 

Навальный (начинает устало, но затем постепенно распаляется). Мне... Понимаете, то, что вы сказали какие-то слова — вроде бы я их понял. Но, понимаете, вы сами-то оцените обстановку. Я не зря начал процесс со слов, что вы сошли с ума. Вы говорите, что у меня есть какие-то права. Вы объявили открытый процесс, но не пускаете ни одного журналиста, который...

Судья Морозова. Судом задан вопрос, ясны ли вам права, разъясненные судом. 

Навальный (повышая голос). Не-е-ет! Значит, позвольте мне ответить. Нет вообще здесь никакого суда! Это какая-то хрень, понимаете, филькина грамота! От того, что на вас мантия, это не является судом! Суд должен проходить в ста метрах отсюда в Химкинском суде. 

Вы меня вытащили сюда, вы никого не предупредили, вы никого сюда не пустили! Вы называете это открытым процессом, но не пускаете журналистов. Вы говорите, вход публике открыт — вы никого сюда не пускаете, это здание охраняется. Это вообще никакой не суд!

Вы мне только что сказали, полчаса назад: «Я даю вам время для конфиденциального общения с адвокатами». Со мной непрерывно находилось два полицейских с видео-, блин, регистраторами! Понимаете?! Это вообще абсурд! Вы говорите одно, а сразу происходит другое!

Судья Морозова. Попрошу не кричать в судебном заседании. Я прошу соблюдать регламент судебного заседания. 

Навальный. А что я еще могу делать?! Так, как его вы нарушаете, его не нарушает никто! (Понижая тон) Хорошо. Только вы меня не перебивайте, а, пожалуйста, выслушайте. 

Судья Морозова. Вы в настоящее время нарушаете регламент судебного заседания. 

Навальный. Это вы. Ваша честь, так, как его вы нарушаете... (Снова переходя на крик) Удалите меня, пожалуйста, из зала судебного заседания!

Судья Морозова (безучастно, с легким раздражением в голосе). В протокол судебного заседания вносится замечание о том, что в зале судебного заседания нарушается регламент судебного заседания... Навальным. 

Судья просит слушателей выключить мобильные телефоны с видеокамерами. Она снова повторяет регламент: отвечать судье нужно стоя, обращаться «уважаемый суд» или «ваша честь», реплики не позволяются. 

Навальный. Пожалуйста, давайте соблюдать регламент судебного заседания. Судебное заседание невозможно без вызова адвокатов — в материалах дела этого нет. Судебное заседание невозможно без ознакомления с документами и конфиденциального общения с адвокатами — вы мне сказали, что выделяете 30 минут. И вот что это за конфиденциальное общение, если сидим я, адвокаты и два полицейских с видеорегистраторами? Вам не кажется это странным? Мне лично кажется. Какого уважения к суду вы хотите от меня? Это же не суд никакой. Вы совершаете уголовное преступление, и вы сто процентов будете сидеть. Вы же молодая женщина совсем. Ваш Путин помрет быстрее, чем...

Судья Морозова (повышая голос). Судом делается замечание...

Навальный. Поэтому вы будете сидеть, только в нормальном суде, и вас будут судить.

Судья Морозова. ...еще раз делается замечание с занесением в протокол судебного заседания. 

Навальный. Вносите, чего хотите, мне наплевать на ваш протокол. 

Судья Морозова. Присаживайтесь, пожалуйста. Заявления, ходатайства? 

Сторонники Алексея Навального у второго отдела полиции города Химок. Фото: Давид Френкель / Медиазона

Навальный. У меня есть ходатайство о допуске журналистов, которые прямо сейчас здесь находятся, как минимум двух. Если вы выглянете в окно, вы увидите: стоят журналисты, много. Но у нас уважаемый прокурор сказал, что сюда мы пустить всех не можем. Я ходатайствую, требую, чтобы допустили журналистов изданий «Дождь» и «Медиазона». Они стоят там и не могут вам физически передать свои ходатайства, потому что им не разрешают. Но если у нас гласный открытый процесс, я требую, чтобы мы объявили трехминутный перерыв и позвали хотя бы двух представителей СМИ. 

Защитники Ольга Михайлова и Вадим Кобзев поддерживают Навального. Представительница прокуратуры по фамилии Колоскова говорит, что ходатайство о присутствии СМИ уже заявлялось и было рассмотрено. Судья немедленно отказывает, поскольку «в судебном заседании присутствуют аккредитованные компании, осуществляющие видеосъемку».

Адвокат Кобзев вслед за Навальным говорит, что ему пришлось разговаривать с подзащитным в присутствии полицейских с видеорегистраторами; он просит дать время для общения с Навальным с глазу на глаз. Колоскова настаивает, что «достаточно времени было предоставлено». Судья немедленно отказывает защитнику. 

Адвокат Кобзев. Нам не в полном объеме были представлены материалы: мы не увидели определения либо какого-либо иного судебного акта, которым бы было назначено заседание на сегодня на 12:30 и именно в таком выездном формате. Прошу предоставить данный документ. 

Адвокат Михайлова. Я поддерживаю и хочу обратить внимание, что в материалах нет вообще никакого постановления о назначении заседания. 

Представители прокуратуры и МВД против, и судья немедленно отказывает защите.

Адвокат Кобзев. Вчера в ходе задержания при личном досмотре у Навального был изъят его заграничный паспорт. Копия паспорта находится в материалах дела. В протоколе задержания среди предметов, которые были изъяты, загранпаспорт не значится. Просим установить местонахождение заграничного паспорта и вручить его Навальному или нам, его защитникам. 

Навальный. Это странная ситуация. У меня вчера на границе забрали паспорт. Сюда привезли, переписали все вещи: шнурки, ремень и так далее. А паспорт в протоколе задержания в списке изъятого не значится. То есть его похитили, потеряли, что-то с ним сделали. Он должен быть либо частью материалов дела, либо в протоколе задержания. Я бы хотел, чтобы это установили. Может, по ошибке не включили — ну, забыли, суматоха была. Это важный документ — на самом деле, мой единственный документ, удостоверяющий личность в этом суде. 

Представители прокуратуры и МВД против, и судья немедленно отказывает, «поскольку данный вопрос находится за рамками рассмотрения представленного материала». 

Адвокат Михайлова просит допустить в зал пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш, однако представительница МВД считает, что «предельная численность людей в этом зале уже достигнута». Судья немедленно отказывает, ссылаясь на «меры, принятые для обеспечения санитарных норм». Навальный просит пустить в суд Илью Пахомова и Руслана Шаведдинова из ФБК. Судья немедленно отказывает. 

Навальный. В связи с тем, что суд явно занял сторону обвинения, в связи с тем, что мне было отказано в элементарном праве на мою защиту, в связи с тем, что в процесс не допускаются СМИ, публика, а находятся только лица, которые проникли сюда непонятным образом, явно были приведены сюда прокурором, судьей или сотрудниками полиции, и в связи с тем, что нет документа, которым был установлен судебный процесс — он не может взяться неизвестно откуда, нельзя просто так вам взять на кухне и начать кого-то судить, кто-то должен был назначить этот суд, а потом кто-то должен был перенести его сюда — в связи с этим я объявляю отвод суду. 

Адвокат Кобзев считает, что судья Морозова заинтересована в исходе дела, а выездное заседание в отделе полиции — «беспрецедентная мера, никогда в России никто такого не видел». Адвокат Михайлова добавляет, что у Морозовой нет законных полномочий для заключения под стражу условно осужденного, «и данного судебного заседания просто не может быть». Представители прокуратуры и МВД против. Судья удаляется в совещательную комнату на 10 минут, а вернувшись, отказывает Навальному в отводе. Начинается рассмотрение по существу.

Слово берет представительница управления МВД по городу Химки Наумова.

Вадим Кобзев и Ольга Михайлова. Фото: Давид Френкель / Медиазона

Наумова. Уважаемый суд, 03.03.2015 осужденный Навальный поставлен на учет в филиал №11 ПКО УФСИН России по городу Москве. 10.03.2015 с Навальным проведена разъяснительная беседа, разъяснены условия условного осуждения и обязанности, возложенные на него судом. Взята подписка... 

Наумова за несколько минут пересказывает всю сложную историю взаимоотношений Навального с ФСИН. После приговора суда по «делу "Ив Роше"» политика обязали дважды в месяц — в первый и третий рабочий понедельник — отмечаться в филиале уголовно-исполнительной инспекции.

В 2020 году Навальный «систематически» не приходил отмечаться в инспекцию, рассказывает Наумова: дважды в январе 2020 года, один раз — в феврале, дважды — в марте, затем — в июле и августе. 

После отравления 20 августа Навального вывезли в Германию на лечение, о чем во ФСИН узнали «из СМИ». Служба запросила данные о Навальном в омской больнице, а 16 октября «заказным письмом по месту жительства» уведомила его о необходимости отметиться в инспекции.

Затем Наумова привела справку берлинской клиники «Шарите» от 11 ноября, согласно которой Навальный находился там на лечении с 22 августа по 23 сентября. После выписки из стационара он находился на амбулаторном лечении и продолжал проходить физиотерапию. После тяжелого отравления ему требовалась долгая реабилитация, однако, отмечает Наумова, в документах «Шарите» не указано точное время, которое требовалось для восстановления.

Выступление представительницы химкинского УМВД заглушают крики «Выпускай!» под окнами отдела.

Наумова. ...с целью установления фактического местонахождения осужденного Навального инспекцией были осуществлены выходы по месту жительства осужденного. 16.09.2020 и 16.12.2020 в ходе выходов сотрудников по месту жительства сотрудниками установлено, что на моменты проверок осужденный на месте жительства отсутствовал. Таким образом, с 24.09.2020 фактическое местонахождение осужденного Навального уголовно-исполнительной инспекции неизвестно. Постановлением УФСИН России по Москве от 29.12.2020 осужденный Навальный объявлен в розыск.

17.01.2021 местонахождение осужденного Навального было установлено. Сотрудниками УФСИН России по Москве совместно с сотрудниками УМВД России по городскому округу Химки Навальный был задержан на срок до 48 часов.

Наумова просит суд заключить Навального под стражу на срок до 30 суток. Судья Морозова перечисляет имеющиеся в деле документы под крики с улицы.

Судья Морозова. Пожалуйста, Навальный Алексей Анатольевич, ваше отношение к представленному представлению?

Навальный. Я только не понял, а какое ко всему этому имеет отношение начальник ОВД Химки? Начальник ОВД Химки может в своем постановлении попросить вас выйти замуж? Или обязать суд, чтобы он принял решение, чтобы вас взять замуж? Какое отношение начальник ОВД Химки к этому имеет?

Назначен процесс, вот есть УФСИН. УФСИН считает, что я там где-то не появлялся, УФСИН назначил заседание суда. Я условно-осужденный. У вас в материалах дела есть розыскной формуляр, там написано черным по белому, капслоком, специально для прокуроров и судей из Химок, там написано: «Мера пресечения отсутствует». И тут приходит начальник ОВД Химки и говорит: «А давайте его арестуем!». Как это вообще можно рассматривать?

Процедура такова, черным по белому написано в законе: «ФСИН может ходатайствовать об изменении условного срока на реальный срок». И они ходатайствуют. Назначена дата заседания. Если полиция считает, что меня нужно задержать, она может задержать меня на 48 часов.

Каким образом (посмеивается) начальник ОВД Химки может вообще влезть в эту систему и ходатайствовать о моем задержании? Ну это даже смехотворно.

Адвокат Михайлова говорит, что начальник управления ссылается на три статьи УПК: статью 46 об уклонении от исправительных работ, статью 397 о заключении под стражу осужденных, скрывшихся от штрафа, работ или ограничения свободы, и статью 399 — ни одна из них не предусматривает заключения под стражу на 30 суток условно-осужденного.

Полиция у второго отдела полиции города Химок. Фото: Давид Френкель / Медиазона

Адвокат Михайлова. Кроме того. Я еще хотела обратить внимание суда. Во-первых, Навальный не скрывался. Он уведомил уголовно-исполнительную инспекцию о том, что он находится на лечении в Германии, была предоставлена медицинская справка из «Шарите», и она, насколько я понимаю, есть в материалах...

Адвокат Кобзев. В этих материалах нету. У нас ссылка на это уведомление есть в самом представлении.

Адвокат Михайлова. К сожалению, в этом судебном заседании нет представителя ФСИН, который бы мог нам пояснить. И я думаю, что это, конечно, неправильно — надо было представителя ФСИН тоже пригласить в это судебное заседание.

ФСИН была уведомлена о том, где находится Навальный, что он проходит амбулаторное лечение после выписки из больницы, наблюдается врачами «Шарите». Эти документы имеются в материале, представленном в Симоновский суд, где назначено заседание на 29 января. Учитывая, что вопрос об изменении условного срока на реальный будет рассмотрен 29 января, то данное судебное заседание, оно, опять-таки, находится за рамками действующего судебного законодательства.


У нас есть справка, буквально на днях полученная из «Шарите». К сожалению, поскольку экстренно проводится судебное заседание, эту справку мы не успели перевести на русский язык. Датирована она 15 января, я прошу приобщить справку к материалам дела. Из нее следует, что Навальный лечился в «Шарите», в дальнейшем он проходил курс реабилитации, и этот курс закончился у него 15 января.

Михайлова упоминает, что Навального в Германии опросили по запросу России в рамках соглашения о правовой помощи. В запросе был указан адрес Навального в Германии, то есть российские власти знали, где его искать. На 20 января у политика назначен мировой суд по делу о клевете; повестку ему суд направил на его немецкий адрес. Симоновский районный суд Москвы также направлял Навальному повестку по этому адресу.

Когда Михайлова заканчивает, судья перечисляет документы и ходатайства и интересуется, все ли согласны с приобщением справки на немецком языке. Представительница прокуратуры возражает, так как «судопроизводство в РФ ведется на русском языке», и судья отказывает.

Адвокат Кобзев. Я поддерживаю позицию Алексея Анатольевича, моей коллеги. Также полагаю, что представление начальника ОМВД удовлетворению не подлежит, поскольку, как уже было сказано, Навальный не являлся в инспекцию с момента своего отравления до вчерашнего дня, когда он прилетел. И он не являлся по уважительной причине. Раз он не являлся по уважительной причине, то оснований заменять ему условный срок на реальный нет. Поскольку все государственные органы прекрасно знали о месте жительства Навального в Германии... Объявить человека в розыск можно только в случае, если местонахождение человека не установлено. В данном случае местонахождение было известно. Если местонахождение установлено, но при этом нет возможности обеспечить проведение каких-либо действий с лицом, то это не является основанием для объявления его в розыск. Именно поэтому Навальный специально писал заявления и в мировой суд, и в инспекцию, где указывал свой адрес в Берлине. Таким образом, он объявлен был в розыск незаконно.

Кобзев напоминает разъяснение Верховного суда о том, что рассмотреть вопрос о замене условного срока на реальный можно, если нарушения совершались до истечения испытательного срока, либо если осужденный признан скрывшимся. Однако Навальный не являлся в инспекцию по уважительной причине, и нарушений не допускал.

После выступления Кобзева встает представительница прокуратуры Колоскова, которая просит удовлетворить представление о продлении срока задержания Навального.

Судья удаляется в совещательную комнату под крики с улицы. Она обещает, что вернется через 15 минут, но возвращается лишь через час и зачитывает свое решение: срок задержания Навального продлен до 30 суток.

Редактор: Дмитрий Ткачев

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке