Офис ФБК в Москве. Фото: Dimitar Dilkoff / AFP / East News
Прокуратура Москвы просит признать ФБК и штабы Навального экстремистскими организациями. Мало кто в России сомневается, что суд не согласится с ее доводами. «Медиазона» объясняет, что будет после.
16 апреля стало известно, что прокуратура Москвы по поручению Генеральной прокуратуры провела проверку ФБК, штабов Навального и некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан».
«Под прикрытием либеральных лозунгов эти организации занимаются формированием условий для дестабилизации социальной и общественно-политической ситуации. Фактическими целями их деятельности является создание условий для изменения основ конституционного строя, в том числе с использованием сценария "цветной революции"», — говорится в пресс-релизе прокуратуры.
При этом, утверждает ведомство, соратники Навального осуществляют деятельность иностранных и международных организаций, признанных «нежелательными». По итогам проверки прокуратура подала в Мосгорсуд административный иск с требованием признать ФБК, штабы Навального и ФЗПГ экстремистскими организациями.
«Это откроет дорогу к сотням уголовных дел, под ударом окажется каждый наш сотрудник. Просто сам факт работы в ФБК или в одном из региональных штабов (официальной работы, вбелую, с уплатой всех налогов!) будет поводом для того, чтобы дать от двух до шести лет. Это в лучшем случае. А в худшем — уголовные дела даже для волонтеров, для сочувствующих, для тех, кто раздает листовки или вообще как-то участвует в наших активностях. Вряд ли до этого дойдет, но <…> в ситуации, когда у Кремля сорвало башню, надо быть готовыми к любому безумию», — прокомментировали иск прокуратуры Иван Жданов и Леонид Волков, руководящие ФБК и сетью штабов Навального.
В случае, если суд согласится с доводами прокуратуры (а сомневаться в этом нет оснований), сотрудникам ФБК и членам штабов Навального может грозить преследование по статье 282.2 УК — организация деятельности экстремистской организации.
За организацию таковой деятельности (часть 1) статья предусматривает лишение свободы от шести до десяти лет или штраф от 400 до 800 тысяч рублей.
За вовлечение или вербовку в экстремистскую организацию (часть 1.1.) грозит колония на срок от четырех до восьми лет.
Участие в деятельности запрещенной организации (часть 2) наказывается лишением свободы от трех до шести лет либо штрафом от 300 до 600 тысяч рублей.
В примечании к статье специально оговорено, что человек, добровольно прекративший участие в запрещенной организации, освобождается от уголовной ответственности (при условии, что он ранее не был судим по этой статье).
Самая массовая на сегодняшний день группа инакомыслящих, подвергающаяся преследованию по статье 282.2 УК — «Свидетели Иеговы». В 2017 году Верховный суд России признал «Управленческий центр "Свидетелей Иеговы"» экстремисткой организацией и запретил его деятельность в стране. Уже на следующий год сотни верующих стали фигурантами уголовных дел. По данным сайта «Свидетели Иеговы в России», на сегодняшний день обвиняемыми в экстремизме стали 463 верующих.
В 2016 году Верховный суд Крыма признал экстремистским Меджлис крымскотатарского народа; как сказал тогда «Медиазоне» зампред Меджлиса Нариман Джелял, под угрозой уголовного преследования после запрета разом оказались 2,5 тысячи человек — активисты и члены региональных меджлисов.
Росфинмониторинг уже более 10 лет ведет список людей и юридических лиц, попавших под финансовые санкции из-за подозрений в причастности к экстремизму и терроризму. Полное его название — Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В 2011 году в списке Росфинмониторинга было меньше тысячи имен, в 2021 году — уже более 10 тысяч.
В список попадают как осужденные, так и подозреваемые или обвиняемые по любым статьям, связанным с экстремизмом. Решение суда для этого не нужно; часто попавший в список человек узнает об этом, получив смс из банка. Фигуранты списка сталкиваются с блокировкой всех счетов не только в банках, но и в платежных сервисах — Qiwi, WebMoney, PayPal и других. Участникам списка разрешено раз в месяц снимать со счета не более 10 тысяч рублей. Каждый раз делать это нужно через отделение банка, которое согласовывает операцию с головным офисом, службой безопасности и самим Росфинмониторингом.
Теоретически, после погашения судимости Росфинмониторинг должен исключать «экстремиста» из списка, но известны случаи, когда люди добивались этого годами.
Не факт, что это защитит от уголовного преследования. Так, в 2017 году публицист Юрий Мухин, журналист РБК Александр Соколов и активисты Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш были осуждены по делу ИГПР «ЗОВ». По версии следствия, они под новым названием продолжали деятельность запрещенной «Армии воли народа»; защита настаивала, что это две разные организации. Челябинского сторонника Эдуарда Лимонова Артема Голубева в 2020 году суд признал лидером ячейки запрещенной Национал-большевистской партии, хотя Лимонов еще десять лет назад основал вместо нее новую партию — незарегистрированную «Другую Россию».
Нет — точнее, такой запрет не следует из признания фонда экстремистской организацией автоматически. Согласно статье 13 федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», признать тот или иной материал экстремистским может только суд. Копия судебного решения направляется в Минюст, который вносит текст в список запрещенных.
Глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков напоминает, что в случае удовлетворения иска прокуратуры логотип ФБК будет приравнен к свастике и попадет под действие статьи о демонстрации символики экстремистской организации.
«Признанные виновными в демонстрации символики экстремистской организации получают запрет избираться в органы власти в течение года. Привлекаться к ответственности могут люди в том числе за прошлые посты с символикой экстремистской организации (десятилетней и большей давности)», — пишет Чиков.
Кстати, запрет на участие в выборах распространяется также на осужденных по другой «антиэкстремистской» статье КоАП — производство и распространение экстремистских материалов.
Статья 282.3 УК — финансирование экстремистской деятельности — предполагает наказание вплоть до восьми лет лишения свободы.
В российской практике приговоры по этой статье пока редкость: в 2019-2020 годах не было вынесено ни одного приговора, в котором обвинение в финансировании экстремизма было бы единственным; как правило, статья 282.3 соседствует с другими «экстремистскими» составами.
На вопрос о том, грозит ли уголовная ответственность тем, кто финансово поддерживает ФБК, юристы и правозащитники дают разные ответы. В международной правозащитной группе «Агора» «Медиазоне» сказали, что «несмотря на большой список экстремистских организаций, практика осуждения за их финансирование в России не сложилась. Известны лишь единичные случаи».
Глава информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, отвечая на тот же вопрос, куда более категоричен. «Да, конечно», — сказал он.
Редактор: Дмитрий Ткачев