У нас есть «Талибан» дома. Как в России преследуют за сотрудничество с афганской террористической группировкой
Александр Бородихин|Юлия Сугуева|Анастасия Ясеницкая
У нас есть «Талибан» дома. Как в России преследуют за сотрудничество с афганской террористической группировкой

Пресс-конференция представителей движения «Талибан» (террористическая организация, запрещена в России) в Radisson Collection Hotel. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсант

Российский МИД пригласил в Москву делегацию «Талибана» — исламистской группировки, которая борется за власть в Афганистане. Представители движения провели переговоры с дипломатами, а после дали пресс-конференцию. Это не первая встреча российских официальных лиц с талибами: делегации из Афганистана приезжали в Москву и в 2018, и в 2019 году. Но еще в 2003-м Россия признала «Талибан» террористической организацией, деятельность группировки запрещена. «Медиазона» рассказывает о случаях уголовного преследования за настоящую или мнимую связь с «Талибаном».

Очередной визит представителей катарского политического офиса движения «Талибан» в Москву состоялся в четверг, 8 июля. По словам представителя политического офиса Мохаммада Сохаила Шахина, делегация состоит из четырех человек, возглавляет ее шейх Шахабуддин Делавар, а обсуждали на встрече последние успехи группировки, захватившей власть во многих районах Афганистана.

На следующий день пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков объяснил переговоры с членами террористической группировки необходимостью. «Безусловно, Владимир Путин в курсе. Контакты необходимы на фоне того, как напряженно развивается ситуация в Афганистане», — сказал пресс-секретарь президента.

«Сейчас с прибывшей в Москву делегацией встречался [спецпредставитель президента по Афганистану] Замир Кабулов, — опровергала утверждения о встрече талибов с главой МИД Сергеем Лавровым Мария Захарова. — Межафганский диалог — залог стабильности в регионе. Именно о нем и шла речь в ходе встречи. А еще о безопасности дипломатов в Афганистане».

Это не первый визит делегации «Талибана» в Россию. Представители движения приезжали в Россию в 2018 и 2019 году. В марте в Москве прошли консультации по Афганистану, на которые пригласили представителей Китая, Пакистана, США, Афганистана — и талибов. Замир Кабулов уже встречался с представителями политофиса «Талибана» полгода назад. «Мы поддерживаем с талибами регулярный контакт с целью сверки позиций с точки зрения наших возможных дополнительных усилий по содействию процессу межафганского урегулирования», — рассказывал о встрече Кабулов.

«Русский шпион» в Гуантанамо

Биографии 44-летнего уроженца Набережных Челнов Айрата Вахитова посвящено несколько глав в «Википедии» — и неспроста. Обстоятельства его жизни до 1999 года известны только по собственному рассказу газете «Завтра»: в конце 90-х его, имама мечети в Челнах, задерживали после взрывов домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, но отпустили, и он уехал в восстанавливающийся после гражданской войны Таджикистан, где попал в руки исламистов, которые передали его афганским талибам как «русского шпиона».

Дальнейшая судьба Вахитова верифицируема по другим источникам: в 2002 году его в числе «кандагарской пятерки» передали силам НАТО и — видимо, также как «русского шпиона» — перевезли из тюрьмы талибов в американскую Гуантанамо.

За полгода допросов американские военные пришли к выводу, что к «Талибану» или «Аль-Каиде» он отношения не имеет и российскими военными секретами не обладает, поэтому рекомендовали к экстрадиции.

России Вахитова выдали в 2004 году, и его несколько месяцев допрашивали про талибов и американцев в СИЗО-2 Пятигорска, но затем отпустили. Бывший узник пытался судиться с США и участвовал в общественной деятельности, а потом его снова задержали по подозрению в причастности к терактам в Татарстане, и снова отпустили — с извинениями. Вскоре Вахитов покинул Россию, а позже уехал в Сирию во время гражданской войны, впоследствии он попал в американский и российский списки террористов.

В 2017 году Советский районный суд Казани объявил Вахитова в международный розыск и заочно арестовал по обвинению в участии в деятельности террористической организации, но не какой-нибудь из сирийских группировок, а все того же афганского «Талибана».

Поводом для возобновленного преследования, по данным «Коммерсанта» стало появление «в соцсетях, которыми широко пользуются граждане России», старого видеоролика Вахитова «39 способов помощи джихаду и участия в нем», включенного в список экстремистских материалов еще в 2010 году.

Вербовщик на Урале

В августе 2020 года Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге приговорил к семи годам колонии строгого режима 26-летнего уроженца Таджикистана Фируза Хафизова за покушение на организацию деятельности террористической организации.

Как сообщало саратовское управление ФСБ, Хафизов пытался завербовать местную жительницу «в состав международной террористической организации "Движение Талибан"».

Якутский джихад

В сентябре 2015 года за финансирование «Талибана» на пять лет осудили проживающего в Якутске гражданина Таджикистана А. М. Хасанова.

По версии следствия, Хасанов переписывался с «одним из функционеров террористической организации "Движение Талибан"», который «просил не только оказать финансовую помощь для проведения "джихада" против "неверных" в Афганистане и Пакистане, но и содействия в создании законспирированных структур террористов в Якутии».

Залечь на дно в Екатеринбурге

В ноябре 2015 года сотрудники Интерпола и центра «Э» задержали в Екатеринбурге гражданина Таджикистана Аслиддина Нурова.

В сообщении МВД говорилось, что на родине Нурова считают боевиком «Талибана», который с 2010 года участвовал в боевых действиях на границе Афганистана и Пакистана. В 2005–2008 годах Нуров получил исламское религиозное обучение в иранском Хоше, а затем переехал в пакистанский Пешавар, где «освоил боевое искусство восточных единоборств».

В МВД считали, что в России Нуров планировал «залечь на дно» на съемной квартире. После задержания его собирались экстрадировать на родину.

Боевик из Татарстана

В июле 2017 года управление ФСБ по Татарстану сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении жителя республики Мансура Шайхиева. Его обвинили в участии в незаконном вооруженном формировании.

По версии следствия, в 2008 году 23-летний Шайхиев уехал в «в афгано-пакистанскую зону», чтобы вступить в «Талибан», а в 2014 году «добровольно вступил в ряды одного из незаконных вооруженных формирований» в Сирии.

8 июля 2021 года Шайхиева включили в список экстремистов и террористов. Данных о его задержании не поступало.

Неизвестный из Удмуртии

Осенью 2020 год Центральный окружной военный суд приговорил к пяти годам колонии общего режима жителя Удмуртии, которого обвиняли в участии в боях на стороне «Талибана» против правительственных войск Афганистана и Пакистана.

«Осужденный прошел специальное обучение формам, методам и способам террористической деятельности, получил физическую подготовку и овладел навыками обращения с оружием, а затем начал участвовать в боевых действиях», — говорилось в пресс-релизе республиканского управления ФСБ.

Мужчину задержали по возвращению в Россию. Его имя неизвестно. В сообщении ФСБ, которое цитируют СМИ, есть ошибка: если одна из статей, участие в незаконном вооруженном формировании, указана корректно, то вторая, публичное оправдание терроризма, не соответствует порядковому обозначению в Уголовном кодексе.

Бытовая химия «Талибана»

В 2009 году Верховный суд Башкирии приговорил 38-летнего предпринимателя из Салавата Рустема Зайнагутдинова к 15 годам колонии строгого режима, признав его приближенным руководителя местной ячейки организации «Уйгуро-булгарский джамаат» — ее называют «боевым формированием в составе "Талибана"» в Афганистане и Пакистане и обвиняют в связях с «Аль-Каидой».

Торговца бытовой химией с рынка признали виновным по трем статьям Уголовного кодекса: приготовление к теракту, склонение к террористической деятельности и незаконный оборот оружия в составе группы.

По версии обвинения, Зайнагутдинов еще в с 2006 года помогал вербовать членов ячейки основателю «джамаата» Павлу Дорохову (Абдул Муджиб, Раб Отвечающего), который воевал на стороне талибов в Афганистане; в 2008 году Дорохова застрелили при попытке задержания. Следствие утверждало, что группа планировала взорвать водозабор, который снабжает водой Стерлитамак, Салават и Ишимбай, а также здание отдела ФСБ и хранилище жидкого аммиака.

Зайнагутдинов вину отрицал и пытался опротестовать в Конституционном суде отказ от допуска присяжных до рассмотрения его дела, безуспешно. Выяснить, удалось ли ему обжаловать приговор, «Медиазоне» не удалось, однако в списке террористов Росфинмониторинга его фамилия появлялась в последний раз в 2011 году.

Экстремизм в РИА «Новости»

Поселок Тазовский в Ямало-Ненецком автономном округе в прошлом носил ненецкое название Хальмер-Седе — «Сопка мертвецов». Сегодня там живут около семи тысяч человек, это «крепкий арктический поселок» с нефтегазовыми предприятиями.

В 2016 году Тазовский районный суд удовлетворил иск районной прокуратуры о признании экстремистскими двух статей, одна из которых — справка «История исламского движения "Талибан"» информагентства РИА «Новости».

Агентство статью удалило, публичных комментариев на эту тему не было.

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке