«Эту блевань пока не перепишешь, в отпуск не отпустят». Российских полицейских учат правильному пониманию войны в Украине
Павел Васильев|Дмитрий Швец
«Эту блевань пока не перепишешь, в отпуск не отпустят». Российских полицейских учат правильному пониманию войны в Украине

Российские военные готовятся к транспортировке раненых с завода «Азовсталь». Фото: Alexander Ermochenko / Reuters

С началом войны МВД усилило политическую пропаганду среди сотрудников. На занятиях, где раньше рассказывали о новых законах, теперь показывают пропагандистские фильмы, выступления Владимира Путина и объясняют причины нападения России на Украину — а потом заставляют все это тщательно конспектировать.

С февраля МВД усилило «информационно-просветительскую» работу с сотрудниками. Ее цель — объяснить текущее положение дел в России, политическую обстановку и причины войны. Бывшие и действующие полицейские предоставили «Медиазоне» документы, свидетельствующие о том, что в МВД проводят сеансы политической пропаганды.

Лекции по политинформации проходят каждую неделю в рамках ЕДГПИ — единого дня государственно-правового информирования. Эти рутинные полуторачасовые собрания раньше посвящались другим, более насущным предметам: начальники объясняли, что изменилось в законодательстве, обсуждали непосредственно работу подчиненных, делали выговоры, критиковали за низкую раскрываемость и прочее. Слушатели должны записывать содержание встреч в служебные тетради (такую ведет каждый сотрудник), и эти конспекты при необходимости могут проверить.

«Минут тридцать мы могли какую-то ерунду записывать по поводу международной обстановки. Были темы, я как-то ржал — мы про Ледовое побоище записывали. Эффекта от этого ноль, это просто должно быть. Должно быть красиво. Мне жена потом заполняла [тетрадку]», — рассказывает «Медиазоне» бывший полицейский и автор телеграм-канала «Оперативный обзор». Всю эту процедуру он называет просто излишней бюрократией, «дурью и чушью».

Другой собеседник «Медиазоны», служивший в отделе полиции на юго-западе Москвы и недавно оттуда уволившийся, добавляет, что пропаганда все же иногда на таких занятиях проскакивала, но довольно сдержанно: начальство изредка транслировало какие-то общественно-политические новости, которые до этого звучали по федеральному телевидению. «У нас такого в большом количестве не было», — уточняет он.

Так было до конца 2021 года. В плане лекций, который «спустили» в петербургские отделы и подразделения МВД в начале 2022 года, уже сообщалось о миротворцах ОДКБ в Казахстане, о главе российского МИД Сергее Лаврове и госсекретаре США Энтони Блинкене, обсудивших в Женеве гарантии безопасности, о единых принципах онлайн-голосования, об объявленном Владимиром Путиным Годе культурного наследия народов России и так далее.

Добавились и лекции по истории. Согласно этому же документу, в середине февраля для петербургских полицейских провели отдельное занятие, посвященное Февральской революции. Называлось оно так: «События России в феврале 1917 года: революция или спецоперация».

В начале марта содержание занятий резко поменялось. Авторы плана все больше нагружали полицейских рассказами о войне в Украине. К примеру, со ссылкой на Минобороны рядовому составу рассказывали, что «радикалы на Украине удерживают более 4,5 млн человек в качестве живого щита», говорили о санкциях Евросоюза, совещаниях Совбеза, биолабораториях в Украине, телефонных переговорах Путина.

На дополнительных занятиях полицейским показывали фильм под названием «Преступления нацистов» и речь в Бундестаге депутатки AfD Алис Вайдель, выступившей против введения санкций в отношении России.

Отдельная лекция была посвящена «предпосылкам начала специальной операции на Украине». На ней, судя по документу, пересказывали речь Путина перед вторжением в Украину и объясняли, почему Россия ввела войска в соседнее государство.

«Вот эту блевань пока не перепишешь, в отпуск не отпустят», — говорит «Медиазоне» действующий сотрудник петербургской полиции. Причем уйти в отпуск без заполнения служебной тетради было невозможно и раньше, объясняют «Медиазоне» действующие и бывшие полицейские.

МВД не скрывает проведение подобных занятий, хотя и не вдается в детали при публикации пресс-релизов. В марте в рамках ЕДГПИ в Волгоградской академии МВД России показали выступление Путина о «государственной политике Российской Федерации в период проведения специальной операции Вооруженными Силами Российской Федерации на Украине».

«В продолжение занятия начальник академии подчеркнул необходимость неукоснительного выполнения требований, предъявляемых к сотрудникам органов внутренних дел в условиях сложившейся политической ситуации», — говорится в пресс-релизе.

Пользователь ЖЖ под ником landrover110 — судя по содержанию его страницы, он курсант Волгоградской академии МВД — рассказывал об одной такой лекции. По его словам, на занятии показывали выступление Путина.

«Помимо прочего, [начальник академии] напомнил о присяге, о долге, о предложении расставания с несогласными, о нашей главной задаче (подготовке кадров для практических следственных, экспертных органов и оперативных аппаратов), о разъяснении детям, родным и близким ситуации (при этом в общественных сетях — ни-ни… и как это понимать?), а также о готовности к выполнению специальных задач, в том числе и, возможно, на территории… где именно — прослушал во время документирования. <…> В финале был конспект про информационную войну, подготовленный воронежскими коллегами. Все заявленное знакомо уже 20 лет как. Освежил кое-что в памяти», — пишет пользователь ЖЖ.

В Петербурге пошли еще дальше. Там начальник одного из подразделений скинул в чат в вотсапе для подчиненных ссылку на архив на «Яндекс.Диске» с обязательными к просмотру пропагандистскими роликами. Среди видео встречаются документальные фильмы и записи эфиров федеральных телеканалов. Например, программы «Антифейк», где ведущий Первого канала разоблачает «фейки о спецоперации на Украине», репортаж RT об участии в «спецоперации» журналиста телеканала вместе с чеченскими спецназовцами и пара выпусков «Бесогон ТВ» Никиты Михалкова. В архиве есть видеоролики с названиями «Преступления укронацистов», «История Евромайдана». От полицейских требуют просмотреть мюнхенскую речь Путина и фильм, спродюсированный Оливером Стоуном, «Украина в огне» — авторство этой ленты приписано бывшему президенту США Рональду Рейгану.

Скриншот из плана лекций на первый квартал 2022 года

«Уважаемые командиры взводов и заместители! Данные фильмы обязательны для просмотра л/с с конспектом в тетрадях. Исполнение на контроле ГУ. Могут спрашивать проверяющие на инструктажах», — говорилось в сообщении начальника, скриншот которого «Медиазоне» предоставил один из петербургских полицейских.

Собеседник «Медиазоны» в петербургской полиции объясняет такой обширный список пропагандистских передач «личным побуждением руководителя промыть нам мозги».

В Ростовской области занятия с политинформацией для сотрудников начались еще в декабре прошлого года. На одной из лекций в Главном управлении МВД по Ростовской области показывали интервью RT c замглавы МИД Александром Грушко, где много говорилось об угрозе расширения НАТО. В марте зачитывали стенограмму совещания Владимира Путина с министрами о социально-экономической поддержке регионов. А в апреле перед личным составом ГУ ростовского МВД на протяжении полутора часов зачитывали текст пресс-конференции Владимира Путина и Александра Лукашенко.

Цель проведения подобных лекций, как объясняет начальник управления по работе с личным составом Тимур Марунчак, «формирование у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, высоких гражданских, профессиональных и психологических качеств, обеспечивающих морально-психологическую готовность к выполнению служебных задач».

«Это дурка, которой я раньше не видел. Были конкретные занятия, что-то новое узнавали. Начальник всех иногда собирал, за что-то наказывал. Я спрашивал [у бывших коллег] насчет того, как это нужно занести. Мне говорят: да, нужно все хорошо расписать, что там Путин сказал по войне», — говорит бывший полицейский из Ростовской области.

По словам опрошенных «Медиазоной» бывших и действующих полицейских, подобные занятия никогда не были эффективными, потому что у сотрудников, работающих «в поле», просто нет времени на то, чтобы во все вникнуть и тем более законспектировать. Поэтому полицейские, как правило, просят заполнить тетрадь своих родственников или коллег. «Серьезно никогда это никто не воспринимал, — говорит один из бывших полицейских, — и вряд ли воспринимает сейчас».

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке