Рамзан Кадыров. Фото: Елена Афонина / ТАСС
Глава Чечни Рамзан Кадыров резко раскритиковал суд в Татарстане, который признал экстремистской и запретил почитаемую мусульманами книгу «Сахих аль-Бухари». И хотя в решении суда указано, что речь идет о конкретном издании со сносками и комментариями, а не о самом богословском труде, Кадыров от имени всех российских мусульман пригрозил, что может «действовать по-другому». «Медиазона» напоминает, как глава Чечни добивался отмены аналогичного судебного решения и как непросто в последние годы складываются его отношения с судейским сообществом.
В ночь на 1 сентября в телеграм-канале Рамзана Кадырова появился пост с резкой критикой татарстанского суда, признавшего экстремистской книгу «Сахих аль-Бухари» — памятник исламской мысли IX века, который некоторые богословы называют вторым по значимости после Корана.
«Если это решение не будет пересмотрено и в вопросах анализа религиозной литературы не начнут привлекать компетентных экспертов, я боюсь, что мусульмане не будут чувствовать себя в России как дома. И тут религия уже предписывает мусульманину действовать совершенно по-другому», — пригрозил в завершение глава Чечни.
Возмутившее Кадырова решение было принято в декабре прошлого года. Тогда Лаишевский районный суд Татарстана удовлетворил иск транспортного прокурора и признал экстремистскими «Сахих аль-Бухари» и еще два богословских труда.
Сами книги были изъяты у татарстанского бизнесмена Руслана Хайрутдинова в 2017 году, их содержание долго изучали эксперты. Исследование, на которое сослался суд, обнаружило в этих текстах разжигание ненависти к людям, которые не исповедуют ислам, а также «непризнание светской системы современного государства». В июне этого года решение о запрете утвердил Верховный суд Татарстана, а на днях — на это и отреагировал Кадыров — Министерство юстиции внесло книгу в список запрещенных.
В самом решении суда подчеркивается, что речь идет не о книге «Сахих аль-Бухари» вообще, а лишь о конкретном ее издании с примечаниями и комментариями: признанную экстремистской версию напечатал в 2007 году известный мусульманский деятель Асланбек Эжаев, который с апреля прошлого года проходит по делу о финансировании терроризма.
О том, что запрет касается лишь этого издания, говорит и татарстанское Духовное управление мусульман; это же признал и муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев — «но надо разграничить священную книгу и сноски», говорил он. Кадыров таких оговорок не сделал — из его поста можно сделать вывод, будто запретили книгу как таковую.
Кроме того, в своем посте Кадыров критикует Духовное управление мусульман России, структуру, с которой он конфликтует уже не первый год. Время от времени их перепалка становится публичной. Например, три года назад представители управления отказались ехать на конференцию в Грозном, сославшись на то, что среди участников есть те, кто «вносит раздор в мусульманскую общину».
На этот раз Кадыров обвинил ДУМ в том, что оно проигнорировало судебный процесс и не защитило права мусульман, предоставив свою собственную экспертизу книги. Управление это обвинение отрицает: «Мы не можем провести экспертизу, потому что там должны быть дипломированные специалисты по тому или иному направлению — филологи и прочее и прочее, мы не подходили под условия».
Судебную власть Кадыров тоже критикует не впервые. В 2015 году суд Южно-Сахалинска признал экстремистской книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе». Глава Чечни обрушился на судью и прокурора, назвав их «шайтанами» и «провокаторами». Вскоре вышестоящий суд отменил разозлившее Кадырова решение, а Госдума по инициативе президента Владимира Путина запретила проверять на экстремизм священные тексты иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Вынесшую решение сахалинскую судью Наталью Перченко не наказали: она по-прежнему работает в городском суде и рассматривает дела.
К судьям — бывшим или действующим — на территории Чечни Кадыров относится гораздо жестче, например, в 2016 году он под камеры отчитал за «халатность в работе» и «неверные решения» Верховный суд ЧР и его председателя Тахира Мурдалова. Вскоре после публичной выволочки помощник Кадырова Магомед Даудов, по утверждению источников «Кавказ.Реалий», избил председателя Мурдалова прямо в его кабинете.
В январе этого года силовики из Чечни фактически похитили в Нижнем Новгороде 52-летнюю Зарему Мусаеву, жену федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева.
Одного из сыновей экс-судьи заподозрили в причастности к оппозиционному телеграм-каналу 1ADAT, который в резкой, иногда оскорбительной форме критиковал власти Чечни и лично Кадырова. В начале февраля в Грозном прошел митинг, участники которого проклинали семью Янгулбаевых и жгли их портреты, а депутат Госдумы Адам Делимханов призывал «оторвать им головы» и «не оставить в живых». Сейчас Мусаева находится в Чечне под арестом по делу о нападении на полицейского (часть 1 статьи 318 УК); она страдает диабетом и межпозвоночной грыжей.
Редактор: Дмитрий Ткачев