Иллюстрация: Борис Хмельный / Медиазона
Объявленная Владимиром Путиным мобилизация вызвала вторую за год волну бегства из России: весной уезжали инакомыслящие, которым грозило преследование из-за антивоенной позиции, сейчас — все, кто не хочет погибать на войне. Спешная эмиграция — это дорого и сложно. Кажется, пока лучше всего с ее организацией справляются в Калмыкии и особенно Бурятии, где призыв носит самый массовый и ожесточенный характер.
Географически далекая от Украины Бурятия занимает среди российских регионов второе место по числу военных, погибших после начала полномасштабного вторжения. Опережает ее только Дагестан. Этот феномен породил множество мемов и мифов о «боевых бурятах Путина», которые активно развенчивает Александра Гармажапова, основательница фонда «Свободная Бурятия». В августе она рассказывала эстонской газете Postimees, как участники фонда помогают уроженцам республики вернуться домой с войны.
После объявления мобилизации 21 сентября перед фондом встала новая задача: помочь бурятам избежать отправки на фронт. Подобные инициативы появились и в других республиках, где значительно представлено коренное население: Якутии, Калмыкии и Тыве.
Местные активисты, часто уже из-за границы, стали координировать чаты, искать билеты и оплачивать трансфер в ближайшие к родным регионам страны.
Алдар Эрендженов, основатель калмыцкого бренда одежды 4 Oirad, сейчас живет в Тбилиси, он уехал из России из-за антивоенной позиции и теперь помогает другим калмыкам выбраться за границу. Вместе с единомышленниками Эрендженов обрабатывает заявки и проверяет, что написавший в чат действительно попадает под призыв, а потом ищет водителей: людей везут через Астрахань до границы с Казахстаном, там они пешком переходят границу, а уже на другой стороне их встречает машина до казахстанского города Атырау.
Поначалу автомобили фрахтовали на весь маршрут, но позже стало понятно, что из-за гигантской пробки на границе нужно делать по-другому. Это бесплатно, подчеркивает Эрендженов, объявления о сборе средств он публикует в инстаграме, часть денег дает фонд Asians of Russia. Из Калмыкии помогают уехать всем потенциальным призывникам, кроме того, этнических калмыков вывозят из соседних Волгоградской и Астраханской областей.
На месте желающих уехать координируют волонтеры. Один из них, Заян, уточняет: он составляет списки желающих, распределяет их по микроавтобусам и создает отдельные чаты для каждого рейса.
«Мы отправляли людей, рядом было очень много эмчээсников и пара людей из военкомата. В целом тревожит, что чат слишком разрастается и нет какого-то механизма, чтобы проверять людей, потому что республика маленькая. Думаю, люди из государственных органов уже осведомленны в целом о деятельности», — делится он своими опасениями. Пока из Калмыкии активистам удалось вывезти около 50 человек.
Казахстан — удобное направление для срочной релокации по многим причинам: есть длинная сухопутная граница с Россией, можно въехать без заграничного паспорта, в отличие от Беларуси, власти страны сохраняют независимость от Москвы. Волонтеры рассказывают, что в ожидании перехода на границе в эти дни можно простоять по 12 часов.
В Казахстане живет Арман Нурмуханбетов, основатель «Движения новых кочевников». Он говорит, что «помогает братьям по крови, кочевникам Великой Степи — калмыкам, тувинцам, алтайцам, родственным народам». В команде Нурмуханбетова четверо волонтеров: кто-то помогает вновь прибывшим в Атырау с размещением и бытовыми сложностями, возникающими при переезде, кто-то координирует процесс дистанционно.
«Вы сделали этот шаг, и отныне вы уже свободны, и я верю, что эта проклятая страна рухнет, развалится на куски, и однажды вы — люди свободные, люди Великой Степи — вернетесь в новую, свободную Калмыкию, суверенную Туву, независимую Бурятию. Вернетесь домой победителями, свободными людьми свободной родины», — обращается казахстанский активист к тем, кто вынужденно уехал из России.
Но с Казахстаном граничат не все российские республики, где есть команды, помогающие с выездом из страны. В Бурятии «частичная мобилизация» уже в первую ночь выглядела как массовые облавы: из Еравнинского района с населением в 16 тысяч человек забрали 450 мужчин. Сооснователь «Свободной Бурятии» Алексей Ким рассказывает: всю ночь сотрудники фонда получали сообщения о том, что людей забирают в военкоматы прямо на улицах. Естественно, что многие буряты тут же решили уехать в соседнюю Монголию.
Фонд стал искать водителей и транспортные компании, которые могут организовать трансфер; много консультировали перепуганных людей по взаимодействию с военкоматами. По состоянию на вечер 24 сентября «Свободная Бурятия», говорит Ким, вывезла около 450 человек — ресурсов самого фонда на это бы не хватило, но серьезную финансовую поддержку оказала «коллективная диаспора бурят, калмыков, якут и так далее».
«Поиск [транспорта] был буквально на коленке: знакомые находили кого-то в интернете, все способы использовали. Водители находились. Поначалу мы старались не освещать этот момент, не было понимания, когда границы закроются, и мы все это делали под эгидой некой срочной туристической поездки», — вспоминает он. Теперь собранных денег хватает уже не только на эвакуацию, но и на жилье, еду и основные бытовые нужды уехавших.
Как и волонтер Заян из Калмыкии, Ким называет открытые чаты ошибкой: в них добавлялись паникеры, которые, например, распространяли слухи, что на КПП всем мужчинам вручают повестки и ни в коем случае нельзя ехать через границу, хотя ничего подобного не было.
Эвакуация из Тувы и Якутии пока проходит не так успешно, но автобусы уже формируются, рассказывает «Медиазоне» Василий Матенов из фонда Asians of Russia, сотрудничающего с волонтерами всех четырех республик. Впрочем, в Якутии, к примеру, местные антивоенные активисты уже распространяют в инстаграме призыв портить технику, чтобы сотрудники военкомата просто не могли приезжать в отдаленные населенные пункты.
«Если в деревню все равно смогли приехать забирать людей, все мужчины в возрасте до 60 лет должны резко "пойти на охоту" в лес. Пусть потом ищут вооруженных мужчин в лесу», — советуют активисты.
Как и в Казахстане, в Монголии местные жители уже подключились к помощи беженцам из России. Гражданин Монголии, попросивший «Медиазону» не называть его имя, уточняет: значительную помощь оказывают местная бурятская диаспора и буддийские духовные центры.
С эвакуацией из республик помогают и те, кто покинул Россию раньше. Живущий в Европе активист Тодар Бактемир с товарищами запустил проект «Астрахань без войны», который помогает уехать жителям области. Десятки перебравшихся весной в Тбилиси россиян публикуют в инстаграме объявления о том, что готовы приютить на первое время тех, кто бежит от призыва.
Редактор: Дмитрий Ткачев