Фото: Efrem Lukatsky / AP
Рано утром в воскресенье РИА «Новости», ссылаясь на «заслуживающие доверия источники», сообщило, что Украина якобы собирается взорвать на своей территории «грязную бомбу» и обвинить в этом Россию. Вскоре министр обороны Сергей Шойгу принялся обзванивать своих коллег из стран НАТО и предупреждать их об этом, но ему не поверили — Россию обвинили в попытке использовать такие заявления для эскалации войны. Украинские власти напомнили, что Кремль часто обвиняет других в том, что планирует сделать сам. «Медиазона» рассказывает о реакции военных аналитиков и ученых на заявления российских властей.
В воскресенье в телеграм-канале Минобороны России появились почти одинаковые сообщения о звонках главы ведомства Сергея Шойгу своим коллегам из Франции, Турции, Великобритании и США, чтобы довести «озабоченность по поводу возможных провокаций со стороны Украины» — применения «грязной бомбы».
Вероятно, в разговорах Шойгу опирался на заметку российского государственного агентства РИА «Новости», опубликованную за несколько часов до переговоров министра, утром 23 октября. В ней издание, ссылаясь на неназванные, но «заслуживающие доверия источники в разных странах, в том числе на Украине», рассказывало о «планах ВСУ» взорвать «грязную бомбу».
«Под руководством западных кураторов», утверждалось в публикации, «грязную бомбу» совместно изготавливают Восточный горно-обогатительный комбинат в городе Желтые Воды Днепропетровской области и Институт ядерных исследований в Киеве.
«Расчет организаторов провокации состоит в том, что в случае успешной ее реализации большинство стран крайне жестко отреагируют на "ядерный инцидент" на Украине. В результате Москва потеряет поддержку многих своих ключевых партнеров, а Запад вновь попытается поднять вопрос о лишении России статуса постоянного члена Совбеза ООН и нарастит антироссийскую риторику», — говорится в заметке.
Российские государственные СМИ и чиновники еще в начале войны утверждали, что Украина готовит или собирается применить ядерное или радиологическое оружие.
1 марта министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что создание Украиной ядерного оружия — «реальная опасность», а через два дня директор службы внешней разведки Сергей Нарышкин сообщил, что у российских военных есть данные о разработке Украиной такого оружия. Тогда же анонимный источник «Интерфакса» утверждал, что Украина готовилась создать «грязную бомбу» на Чернобыльской АЭС, а «естественный для Чернобыльской зоны повышенный радиационный фон скрывал проведение таких работ».
«Грязная бомба» — бытовое название радиологического оружия, разновидность оружия массового поражения. Оно представляет собой контейнер с радиоактивным веществом, которое распыляется при подрыве неядерного боеприпаса и заражает прилегающую территорию. Официально неизвестно, чтобы «грязные бомбы» когда-либо применяли. В теории радиоактивные вещества такого боеприпаса, вероятно, не создадут достаточного облучения, чтобы вызвать немедленное серьезное заболевание за пределами эпицентра взрыва, однако могут привести к радиационному заражению почвы, воды и к очагам возникновения лучевой болезни на больших территориях.
«"Грязная бомба", вероятно, может поразить территорию диаметром примерно несколько сотен метров (если это так). Чтобы создать серьезное загрязнение на большой территории, нужно взорвать ядерный реактор по типу чернобыльского. Из остановленного ВВЭР (как в Запорожье) получилась бы хреновая "грязная бомба"», — отмечает старший научный сотрудник программы по оружию массового поражения в Институте ООН по исследованию проблем разоружения, эксперт в области ядерной безопасности Павел Подвиг.
С ним согласна и ученая-ядерщик, экспертка по национальной безопасности Шерил Рофер. «Рассеять материал при взрыве на самом деле сложно. Наиболее эффективной начинкой для "грязной бомбы" были бы некоторые типы больничных радиоактивных отходов, которые содержат порошок, — пишет она. — Как говорит [Подвиг], зона поражения будет ограничена».
Она подтверждает, что остановленный реактор ВВЭР «был бы паршивой "грязной бомбой"». «Радиоактивный материал [там] защищен оболочками из бетона и нержавеющей стали, — объясняет Рофер. — Топливные таблетки для ядерного реактора — размером примерно с кончик большого пальца — могут разлететься по округе, но по уровню загрязнения они не так опасны, как порошок. Аналогичного результата можно ожидать и для топлива в прудах-охладителях, хотя оно более уязвимо, чем топливо в реакторе».
По ее словам, «грязная бомба» это прежде всего психологическое оружие, поскольку все эти заявления российских властей пугают население. «Смысл "грязной бомбы" заключается в загрязнении территории радиоактивными веществами. Люди в этом районе почувствуют их воздействие и будут нуждаться в медицинской помощи, но вряд ли этого будет достаточно для множественных случаев лучевой болезни», — отмечает она.
Украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба сказал, что у Украины нет «грязной бомбы», и предположил, что Россия сама готовится применить такое оружие.
«Ложь России о якобы планах Украины применить "грязную бомбу" столь же абсурдна, сколь опасна. Во-первых, Украина является преданной стороной ДНЯО: у нас нет никаких "грязных бомб" и не планируем их иметь. Во-вторых, россияне часто обвиняют других в том, что планируют сами», — написал он.
Ночью Франция, Великобритания и США выпустили совместный ответ на предупреждения Шойгу.
«Наши страны ясно дали понять, что мы отвергаем явно ложные утверждения России о том, что Украина готовится применить "грязную бомбу" на своей собственной территории. Мир четко увидит любую попытку использовать это утверждение в качестве предлога для эскалации. Мы также отвергаем любые предлоги для эскалации со стороны России», — говорится в заявлении.
Ежедневный отчет американского Института изучения войны тоже посвящен телефонным разговорам Сергея Шойгу.
По мнению аналитиков, российский министр обороны, возможно, пытался замедлить или приостановить западную военную помощь Украине и ослабить альянс НАТО. При этом исследователи считают маловероятным готовность Кремля применить «грязную бомбу» самостоятельно, чтобы потом обвинить в этом Украину. Кроме того, заявления Шойгу вряд ли говорят и о планах России задействовать «нестратегическое ядерное оружие» — такое решение будет принимать «сугубо лично» Владимир Путин.
«Поэтому призывы Шойгу и усиление российскими государственными СМИ ложных угроз о "грязных бомбах", скорее всего, направлены на то, чтобы запугать западные государства и заставить их сократить или ограничить поддержку Украины, поскольку Россия сталкивается с продолжающимися военными неудачами и вероятной потерей западной части Херсона к концу года», — говорится в сообщении.
Хотя убедить западные страны, что Украина собирается использовать такое оружие, не удалось, российские власти продолжили говорить об этом и сегодня. Так, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков настаивает, что «угроза налицо». «Их недоверие к информации, которая была передана российской стороной, не означает, что перестает существовать угроза применения такой "грязной бомбы"», — цитирует его ТАСС.
Минобороны тоже выпустило заявление, в котором продолжает говорить о «планировании киевским режимом провокации». По утверждению ведомства, Украина собирается замаскировать подрыв «грязной бомбы» под «нештатное срабатывание российского ядерного боеприпаса малой мощности», в котором в качестве заряда используется высокообогащенный уран.
«В результате проведения провокации с применением "грязной бомбы" Украина рассчитывает запугать местное население, увеличить поток беженцев по Европе и выставить Российскую Федерацию как ядерного террориста», — сказал на брифинге начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Игорь Кириллов.
Редактор: Мария Климова