Иллюстрация: Анна Макарова / Медиазона
По всей России пенсионеры поджигают военкоматы и отделения банков, не прячась от камер и полиции, а после задержания рассказывают неправдоподобные истории, в которых часто фигурируют долги или кредиты. Известно 16 таких случаев — и это только те, о которых сообщалось публично. Почти все подобные поджоги оказываются неудачными, однако силовики уже минимум дважды квалифицировали их как теракты. Как телефонное мошенничество стало оружием — «Медиазона» описывает схему.
27 августа 65-летняя москвичка Елена Белова подожгла BMW X6 заместителя 8-го управления Генштаба ВС Евгения Секретарева. При задержании пенсионерка крикнула: «Слава Украине нашей прекрасной!» и «"Азов" — сила!». Антивоенные телеграм-каналы ликовали, но позже выяснилось, что устроить поджог Белову заставили телефонные мошенники.
По рассказам родственников, незнакомцы связались с Беловой за несколько дней до поджога, убедили ее взять несколько кредитов и перевести деньги им, а потом уговорили поджечь машину Секретарева. Пенсионерка верила, что этот поджог «поможет российским военным», писала Baza.
Мошенники внушили женщине, что задержавшие ее полицейские — это «на самом деле бандиты и им нужно передать привет от "Азова"». Близкие Беловой сказали, что она «поддерживает спецоперацию и сама бы никогда не пошла поджигать машину, тем более военного начальника».
Поджог машины Секретарева стал первым в череде подобных странных инцидентов. Вот как выглядит типичная атака пенсионера-поджигателя.
27 марта 67-летняя жительница Нижнего Тагила по имени Ольга пришла к военкомату на улице Бажова с бутылкой ацетона, двумя пластиковыми бутылками с зажигательной смесью и марлей. Женщина облила ацетоном кусок марли и попыталась его поджечь, но ей помешали патрульные, писал Shot.
Ольга сказала, что «уже месяц ей названивает какой-то неизвестный мужчина, представляется сотрудником некоего банка и заставляет ее устроить пожар в комиссариате». Мошенник позвонил пенсионерке прямо во время задержания, Ural Mash опубликовал видеозапись с их разговором:
— Я не могу со следователем связаться, с оперативниками, это подставные, — слышен мужской голос в трубке.
— Понятно, — отвечает растерянная пенсионерка.
— Попытайтесь сейчас скрыться, что вы делаете там вообще? Вас отпустили или держат еще?
— Нет, держат, мы стоим на улице, где они меня и остановили.
— Давайте я запрошу информацию, как вас, скажем так, откуда вас забрать. У вас что-то осталось при себе, чтобы наметить территорию? Возможно, флакончики остались?
— Они тут все сфотографировали, как бутылка стоит.
— А зажигалка у вас в руках?
— Нет.
Источник в силовых структурах рассказал E1.ru, что сначала мошенники обокрали пенсионерку, а потом убедили ее поджечь военкомат, пообещав вернуть все деньги.
«У [нее] в прошлом году от рака крови умер сын. С мужем она давно в разводе. Она осталась одна с двумя дочерьми. В начале марта ее оставили без квартиры телефонные мошенники, уговорившие продать квартиру и взять три кредита, чтобы ее счета не заблокировали. Обещали оформить банкротство, а по факту оставили и без квартиры, и без денег», — рассказал силовик.
Впрочем, по его словам, мошенники пообещали все вернуть, если Ольга бросит коктейль Молотова в военкомат. Собеседник E1.ru предположил, что доверчивую пенсионерку просто отпустят, а «на первый план выйдут поиски мошенников», которые, вероятно, находятся в Украине.
К концу апреля «Медиазона» насчитала 16 атак, совершенных под влиянием мошенников.
В 11 случаях исполнители были старше 55 лет, а в пяти — моложе: 36-летняя мать, которая пришла поджигать банк с новорожденным ребенком в коляске, 30-летний мужчина с инвалидностью, 48-летний мужчина с алкогольной зависимостью, 22-летний студент и 38-летняя женщина.
Они совершили семь атак на банковскую инфраструктуру (банкоматы, отделения банков) и столько же — на военкоматы.
Один раз коктейль Молотова метнули в отдел полиции, также была сожжена одна машина чиновника Минобороны.
Чаще всего эти атаки не наносили никакого вреда, а поджигатели вели себя иррационально, например, бросали коктейли Молотова в охраняемые объекты днем под камерами, а после неудачной попытки поджога даже не пытались убежать. 70-летнего Александра Рассохина из Подольска не смутила даже полицейская машина. Он пришел к местному военкомату днем 27 декабря, смочил тряпку бензином из канистры и положил ее на окно. В это время к зданию подъехали патрульные, но пенсионер все равно поджег тряпку.
73-летняя жительница Первоуральска по имени Любовь пыталась поджечь один и тот же военкомат дважды за день. Днем 1 апреля она пришла к военкомату с коктейлем Молотова, но не справилась с зажигалкой и ушла домой. После уговоров телефонных мошенников пенсионерка вернулась к военкомату, и ее задержали.
12 октября 71-летняя пенсионерка с криком «Слава Украине!» бросила коктейль Молотова в отделение «Сбера» в Петербурге, загорелся коврик у двери. «Женщина при этом не убежала, а стояла и разговаривала по телефону. Когда ее задержали, она говорила кому-то на том конце линии: "Задание выполнила. Заберите меня отсюда"», — писала «Фонтанка».
География поджогов довольно широкая: Москва, Подмосковье, Петербург, Кузбасс, Иркутская, Вологодская, Свердловская области, Мордовия, Татарстан, Карелия, Краснодарский край, Коми.
Вот схема, по которой обычно действуют мошенники: звонят пожилым или социально уязвимым россиянам по телефону, представляются сотрудниками банка или спецслужб, выманивают деньги, а потом предлагают поджечь какой-нибудь объект в обмен на возврат украденного. Вероятно, иногда жертв шантажа просят выкрикивать проукраинские лозунги.
Так, 63-летняя пенсионерка по имени Айсулу, задержанная за поджог банкоматов в городе Азнакаево, рассказала, что мошенники украли у нее 100 тысяч рублей и пообещали их вернуть, если она устроит поджог, писала Baza.
По данным Shot, похожая история случилась и с 68-летней Верой из Ангарска: мошенники украли у нее почти 1,5 млн рублей, а потом потребовали кинуть бутылки с горючим в военкомат.
Иногда схема немного усложняется: незнакомцы убеждают людей совершить поджог, объясняя, что это поможет поймать мошенников, укравших их деньги.
В начале октября 59-летней жительнице Кемерово Елене Шаровой позвонил незнакомец. Он представился силовиком, прислал поддельное удостоверение, убедил пенсионерку взять кредит и выманил у нее 2 млн рублей. Потом «силовик» поручил ей кинуть коктейль Молотова в военкомат, чтобы «выкурить» оттуда преступника, укравшего ее деньги. Такую версию событий приводил анонимный телеграм-канал «Кузбасс Без Цензуры».
30-летний житель Мордовии Андрей Родькин тоже сначала перевел деньги мошенникам, а потом бросил два коктейля Молотова в военкомат в Ковылкино, чтобы их вернуть. «Неизвестный в красках рассказал, что мужчину все-таки обманули мошенники, причем вместе с участковым, и с ними необходимо расквитаться. Тем более для этого выпал удобный момент: ведь вороватый полицейский якобы находился в военкомате», — писала Baza. Shot и Baza добавляли, что у Родькина III группа инвалидности из-за психического заболевания, он состоит на учете в психдиспансере.
В некоторых случаях поджигатели были убеждены, что действуют по заданию силовиков. Так, Елена Белова, которая сожгла машину сотрудника Генштаба в Москве, верила, что «помогает российским военным».
38-летняя Евгения из Петрозаводска бросила коктейль Молотова в отдел полиции и, по информации Baza, попыталась убедить задержавших ее силовиков, что «вообще-то помогает сотрудникам» задержать «коррумпированных правоохранителей». В качестве платы за помощь мошенники обещали ей списать кредиты на сумму около 2 млн рублей.
73-летняя жительница Первоуральска, которая дважды пыталась поджечь военкомат, тоже верила, что участвует в полицейской «операции» и должна «напугать террористов, которые орудуют у комиссариата», сообщал Shot.
История 22-летнего студента Института точной механики и оптики из Петербурга немного отличается от этого канона. С ним по телефону связалась «дознавательница», сказавшая, что с его счета задонатили 100 тысяч рублей «украинской террористической организации». Чтобы избежать дела о госизмене, молодой человек перевел мошенникам 123 тысячи рублей, писала Baza.
Потом ему поручили поджечь банкомат с «устройством, которое переводит деньги клиентов террористам из Украины». 17 марта студент пришел в торговый центр «Континент» с канистрой бензина и уже облил банкомат горючим, но его остановили очевидцы.
Как поджигатели на самом деле относятся к войне, понять сложно из-за нехватки информации. «Медиазоне» удалось выяснить это только в одном случае. 6 марта 60-летняя Ольга Шаклеина попыталась поджечь отделение «Сбера» в Анапе с криком «Слава ВСУ!». Судя по странице Шаклеиной в «Одноклассниках», она поддерживала «специальную военную операцию»: посты о помощи бездомным животным перемежаются с публикациями об «украинских нацистах» и бравых российских солдатах, которые с ними сражаются.
В декабре управление ФСБ по Москве и Московской области выпустило пресс-релиз о мошенниках, которые заставляют поджигать «объекты социальной инфраструктуры» и машины.
По версии спецслужбы, мошенники работают на территории Украины, подменяют свои номера «на телефоны доверия российских правоохранительных структур», представляются сотрудниками ФСБ или службы безопасности банков и «предлагают гражданам принять участие в оперативно-разыскных мероприятиях по поимке преступников».
«Под благовидным предлогом мошенники просят» жертв помочь поймать «преступников, для чего предлагают оформить кредит либо продать имущество и перечислить средства на защищенные банковские счета», а затем «склоняют доверчивых граждан к совершению поджогов», что «формирует состав преступления, предусмотренного статьей 205 УК».
В феврале о поджогах заговорили и в «Сбере». «С конца 2022 года по 2023 год у нас появился новый тренд. <…> Стали поджигать банкоматы. У нас есть три случая, когда подожгли под угрозой принуждения телефонных мошенников с Украины наши "Зоны 24"», — рассказал 16 февраля зампред правления банка Станислав Кузнецов.
13 марта «Сбер» предупредил клиентов о новой схеме мошенничества: злоумышленники звонят клиенту под видом силовиков и говорят, что сотрудник банка украл его данные и с его счета переводит деньги «в пoльзу армии Украины». Теперь клиенту грозит дело о госизмене.
«После этого мошенники подключают "cлужбу безопасности банка" и вынуждают напуганнoго клиента переводить cвои средства на их счета и даже брaть кредиты, объясняя это тем, что таким oбразом они смогут вычиcлить "сотрудника" банка, якобы укравшего персональные дaнные клиента», — рассказали в банке.
«Медиазона» нашла информацию о шести уголовных делах против обманутых поджигателей, но их может быть больше. Как минимум в двух случаях СМИ писали, что вопрос о возбуждении уголовного дела «решается».
Двоих пенсионерок обвинили в терроризме.
Вечером 28 октября военкомат попытались поджечь в Кемерово, силовики задержали 59-летнюю инженера-сметчика местной строительной компании Елену Шарову. Анонимный телеграм-канал «Кузбасс Без Цензуры» написал, что Шарову подтолкнули к поджогу мошенники. Тем не менее на пожилую женщину завели дело о терроризме, отправили ее в СИЗО и внесли в список Росфинмониторинга.
4 февраля правозащитный проект «Зона солидарности» получил обратно письмо, отправленное Шаровой в СИЗО, с отметкой «освобождена». При этом женщину не исключили из реестра Росфинмониторинга. Вероятно, ей просто смягчили меру пресечения.
Второе дело о терроризме завели против 60-летней сотрудницы клининговой компании Надежды Корниловой. 12 апреля она кинула коктейль Молотова в военкомат в Усинске. Ее задержал полицейский, охранявший здание.
Усинский городской суд отправил Корнилову под арест по делу о покушении на теракт. По версии следствия, она «совершила покушение на поджог входной двери» военкомата «в целях дестабилизации деятельности органов власти». Пенсионерку внесли в реестр Росфинмониторинга.
Еще одну пенсионерку-поджигательницу обвинили в покушении на хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору. 1 апреля 73-летняя жительница Первоуральска дважды пыталась поджечь военкомат под влиянием мошенников, на второй раз ее задержали.
«Управление ФСБ России по Свердловской области предупреждает и призывает граждан быть более внимательными и бдительными, так как противоправные действия, подобные тому, что совершила первоуральская пенсионерка, неминуемо влекут за собой уголовную ответственность», — пригрозила официальная представительница ведомства Алина Казанцева.
Против двух мужчин — 30-летнего Андрея Родькина и 49-летнего Алексея Стародубова — завели уголовные дела о подготовке к уничтожению имущества.
Еще в одном случае статья неизвестна.
Редактор: Дмитрий Ткачев