«Я всего лишь съездила в Абхазию». В России начали судить тех, кто когда‑то имел доступ к гостайне и недавно побывал за границей
Павел Васильев
«Я всего лишь съездила в Абхазию». В России начали судить тех, кто когда‑то имел доступ к гостайне и недавно побывал за границей
23 июня 2023, 10:08

Иллюстрация: Соня Владимирова / Медиазона

В России появляется все больше уголовных дел против людей, которые выезжали за рубеж при наличии доступа к гостайне, даже если они уже несколько лет как уволились. Новая статья 283.2 УК была принята летом 2022-го, на фоне войны и вызванного ею оттока россиян из страны. Под нее подпадают, вероятно, десятки тысяч людей: инженеры, чиновники, разработчики, сотрудники госпредприятий, бывшие военные и даже медработники. «Медиазона» обнаружила, что как минимум 22 дела по новой статье уже поступили в суды, изучила их практику и поговорила с несколькими обвиняемыми.

Коротко

  • С начала года в России судят по новой статье 283.2 УК, наказывающей за выезд за границу тех, кто когда-то имел допуск к гостайне; статья появилась на фоне войны.
  • Под новую статью подпадают, вероятно, десятки тысяч людей: инженеры, сотрудники госпредприятий, чиновники, силовики.
  • Запрет на выезд без разрешения начальства у них сохраняется даже после увольнения (на срок до пяти лет).
  • «Медиазона» обнаружила уже 22 подобных дела в российских судах.
  • Большинство — за поездки в Абхазию.
  • Возможно, это своеобразная ловушка ФСБ: человека с очевидным запретом на выезд выпускают, чтобы возбудить уголовное дело после возвращения — ведь никуда, кроме России, из непризнанной республики выехать невозможно.

В конце сентября прошлого года, когда в России началась «частичная» мобилизация, нижегородский программист Дмитрий Лунев на месяц уехал в Казахстан, как он говорит, «с туристической целью». Спустя месяц — к тому времени Лунев уже вернулся обратно в Россию — ему стали поступать звонки с неизвестного номера, но Лунев предпочел не отвечать. Как оказалось, звонили из ФСБ — программист узнал об этом, когда следователи пришли к нему домой.

«Грубости никакой не было, вообще в принципе. Достаточно корректно [все] прошло, без обыска, — вспоминает Лунев. — Просто мне сообщили, что возбуждено уголовное дело по такой-то статье».

Дело возбудили по статье 283.2 УК. Она появилась в Уголовном кодексе в июле 2022 года, через пять месяцев после вторжения в Украину. Статья запрещает выезд из России гражданам, у которых есть или когда-то был доступ к гостайне. Наказание — штраф от 200 до 500 тысяч рублей или до трех лет лишения свободы. Как отмечали в правозащитном проекте «Первый отдел», раньше выезд из страны хоть и не был разрешен, но уголовной ответственности не было — нарушителям грозили разве что лишение допуска к гостайне и увольнение.

Лунев несколько лет работал инженером в крупнейшем ядерном центре страны ВНИИЭФ, входящем в структуру «Росатома», но уволился еще три года назад. Доступ к гостайне за бывшим работником при этом все равно сохранился — по российскому законодательству ограничения на выезд из страны действуют минимум пять лет. Именно поэтому Лунев и подпал под действие новой статьи — он говорит, что о существовании запрета на заграничные поездки попросту забыл.

Сотрудника того же центра в Нижнем Новгороде осудили на 9 лет по делу о госизмене

Одного из сотрудников ядерного центра, где раньше работал программистом Лунев, в конце мая приговорили к 9 годам колонии строгого режима по делу о госизмене (статья 275 УК).

ФСБ утверждает, что этот сотрудник «из корыстных интересов попытался организовать канал передачи секретной информации спецслужбам Украины, США и Великобритании, однако его действия пресекли силовики».

В конце апреля 2023 года дело программиста направили в суд, но несколько раз переносили из города в город, видимо, потому, что прокуроры и следователи пока сами не понимают, как применяется новая статья. В итоге дату первого заседания до сих пор не назначили, говорит Лунев. Сам он пока живет под подпиской о невыезде.

Статья для десятков тысяч ученых, инженеров и чиновников

Среди тех, кому, как и программисту Луневу, запрещено покидать страну — сотрудники госпредприятий, НИИ, университетов, научных центров, чиновники разных уровней, госслужащие, работники «Росатома» и «Роскосмоса» (и подконтрольных им учреждений), сотрудники оборонных предприятий. Подобные запреты есть и у адвокатов, работающих по делам с гостайной, военнослужащих по контракту и даже срочников.

Под действие статьи, по оценкам «Первого отдела», подпадают и «десятки тысяч ученых и инженеров». «Может быть, даже коммерческое предприятие, которое имеет допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. И тогда в этом случае на сотрудников учреждения статья распространяется. Но тут минимально. В основном на государственные учреждения и органы власти», — добавляет глава «Первого отдела» Иван Павлов.

Достоверно оценить число россиян, которые подпадают под действие новой статьи, вряд ли возможно. «Статистикой не владею, сколько в России лиц с допуском [к гостайне]. По моим ощущениям, много. Больше чем десять тысяч уж точно. Я думаю, может быть, даже сотня тысяч, может быть, даже больше. Но гадать не хочу», — рассуждает Павлов.

Один из инициаторов введения уголовной ответственности за выезд за рубеж, глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев, говорил, что более 16 тысяч россиян с допуском к гостайне владеют имуществом за границей или имеют там близких родственников. По словам Пискарева, «количество акций со стороны иностранных спецслужб в отношении секретоносителей в последнее время выросло практически в два раза». Этим он и обосновал законопроект.

По закону для выезда за границу таким людям действительно нужно получить согласие режимно-секретного отдела. Иногда там же хранится и загранпаспорт, который у сотрудников подобных учреждений часто забирают. В выдаче нового им тоже могут отказать, поэтому иногда единственным вариантом для поездки за границу оставались те страны, куда можно попасть по внутреннему российскому паспорту.

Ужесточение законодательства о гостайне произошло на фоне массового оттока россиян после начала войны, замечает адвокат Евгений Смирнов из «Первого отдела».

«Многие такие люди уезжали через Беларусь либо по внутреннему паспорту через Армению, Казахстан. И чтобы как-то их пыл немножко уменьшить, власти решили, видимо, ввести эту статью. Чтобы прикрыть эти каналы», — объясняет он.

По его словам, раньше, когда уголовной ответственности за выезд за границу не существовало, этим пользовались в том числе российские силовики, чтобы съездить в отпуск в ближнее зарубежье.

Кто-то уведомлял начальство о поездке и все же получал разрешение, а кто-то просто игнорировал запрет, въезжая, например, в Армению и Абхазию по обычному паспорту, уточняет Иван Павлов.

Теперь все они легко могут стать обвиняемыми по уголовным делам — и некоторые уже становятся.

Больше 20 дел уже в судах

Практика по новой статье начала формироваться только в 2023 году. В картотеках различных судов «Медиазона» обнаружила 22 уголовных дела, связанных с заграничными поездками россиян, имевших доступ к гостайне. Скорее всего, дел в судах еще больше.

В основном речь шла о поездках в Абхазию — Россия, в отличие от большинства стран мира, признала ее независимость от Грузии, и россиянам для пересечения границы требуется только внутренний паспорт. Кроме того, по одному делу нашлось в городе Исилькуль в Омской области, недалеко от границы с Казахстаном (рядом находится одноименный автомобильный пункт пропуска), и в городе Илек в Оренбургской области, тоже на границе с Казахстаном.

Отчетливой системы в возбуждении дел по статье 283.2 УК нет: под суд попадают бывшие сотрудники госпредприятий, инженеры, конструкторы, разработчики и даже отставные военные.

«Это же не политическая статья. Это, скорее, статья против своих же, близких системе людей», — рассуждает адвокат Евгений Смирнов.

К примеру, обвинение по новой статье ФСБ выдвинула против сотрудницы Анны Тархановой, которая на пару недель ездила за границу в ноябре 2022 года. В разговоре с «Медиазоной» Тарханова отказалась назвать место прошлой работы, но, как следует из слитых баз данных, она работала в московском Научно-практическом психоневрологическом центре имени З. П. Соловьева.

«Я всего лишь съездила в Абхазию, в санаторий на лечение, — посетовала Тарханова. — К сожалению, даже не вспомнила о том, что нужно взять разрешение из той организации, где давно уже не работаю, сменила род деятельности. Вот в такой водоворот попала не только я. В принципе, надо было взять разрешение на выезд, и тогда я бы не попала в эту историю».

О возбужденном уголовном деле она узнала лишь три месяца спустя от бывшего начальства. Суд должен состояться в августе; женщина рассчитывает, что отделается штрафом.

За отдых в Абхазии пока наказывают штрафами

Первые приговоры по таким делам действительно можно считать относительно мягкими — ни реальные, ни условные сроки россиянам пока не назначали. Так, штраф 250 тысяч рублей получила Ксения Волошина, программистка из Краснодара, работающая в конструкторском бюро «Икар». В прошлом году она ездила на отдых в Абхазию. С обвинением женщина согласилась, дело слушалось в особом порядке в мировом суде Адлера — города, расположенного почти на границе с непризнанной республикой.

Там же рассматривали дело инженера-конструктора по фамилии Гринмайер из Новосибирска. Гринмайер — бывший начальник одного из отделов Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева. Судя по тексту приговора, он принимал участие в секретных совещаниях и имел отношение к разработке проекта «многоцелевого корабля-экраноплана нового поколения». После увольнения инженер решил съездить на отдых в Абхазию, а когда вернулся, попал под суд и получил штраф 250 тысяч рублей.

Несколько дел по статье о нарушении требований по защите гостайны рассматривались в Краснодарском краевом суде. Подробности в пресс-службе суда раскрывать отказались, сославшись на то, что в материалах есть засекреченные сведения.

Один из осужденных Валерий Гайтеров, судя по слитым базам данных, военный в отставке. Он тоже ездил в Абхазию, как утверждает, на три дня в начале сентября 2022-го. Гайтерова, как и еще одного обвиняемого, наказали штрафом в 200 тысяч рублей. «Сам начудил, да и ничего. Ничего там страшного», — прокомментировал «Медиазоне» свой случай Гайтеров.

Еще один приговор в мае 2023 года вынесли жителю Марий Эл. Как уточнили в пресс-службе Верховного суда республики, мужчина получил минимальное наказание — 200 тысяч рублей штрафа. Еще два дела поступили в Алтайский краевой суд в двадцатых числа июня. 

Вычислить россиян с допуском к гостайне, которые выезжают за рубеж, не составляет большого труда. Списки секретоносителей формируются на предприятиях, где они работают, а база с фамилиями тех, кому ограничен выезд из-за гостайны, синхронизирована с базой данных погранслужбы.

«Поскольку этим людям официально ограничено право выезда за рубеж, то при пересечении границы, при сканировании паспорта эта информация отображается», — объясняет Евгений Смирнов из «Первого отдела».

Адвокат отмечает, что к ним за консультацией обращались и россияне, которых останавливали прямо на границе. Но в случае с Абхазией сотрудникам ФСБ проще выпустить человека из страны, ведь никуда дальше из непризнанной республики он не уедет. А после возвращения можно оформить уже оконченный состав преступления.

«Здесь можно говорить, так скажем, о такой оперативной игре, — поясняет адвокат. — Ну, вот если человек едет в Абхазию, он оттуда уже никуда не денется. Обратный выезд возможен только в Россию. Поэтому им проще туда отпустить, а потом задержать, чтобы преступление было окончено».

Публично отчитываться о делах по новой статье ФСБ начала к лету 2023 года. Среди обвиняемых, о которых рапортовала спецслужба, — москвич с допуском «к сведениям особой важности», отработавший десять лет в организации, владеющей лицензией на работу с государственной тайной; бывшая сотрудница ФСИН и экс-сотрудник уральского завода «Росатома».

«Статья есть — должна работать», — резюмирует Смирнов.

При участии дата-отдела и Никиты Сологуба

Редактор: Егор Сковорода

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке