Не смотрели и не хотят смотреть. Как адвокат, СК и Кремль реагируют на избиение Никиты Журавеля сыном Кадырова
Статья
26 сентября 2023, 16:25

Не смотрели и не хотят смотреть. Как адвокат, СК и Кремль реагируют на избиение Никиты Журавеля сыном Кадырова

Никита Журавель. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

25 сентября Рамзан Кадыров открыто признал, что обвиняемого в сожжении Корана 19-летнего Никиту Журавеля избил его 15-летний сын Адам, и таким образом подтвердил сообщения, появившиеся еще месяц назад. Глава Чечни выложил ролик, в котором подросток бьет прикрывающегося обвиняемого руками и ногами. С момента публикации прошли почти сутки, однако Кремль так и не отреагировал на случившееся — пресс-секретарь президента ответил, что «не хочет» комментировать публикацию Кадырова. Следственный комитет тоже никак не отреагировал: в телеграм-канале ведомства рассказали о нескольких поручениях главы СК Александра Бастрыкина, но ни одно из них не касается избиения Никиты Журавеля.

Задержание за сожжение Корана

О задержании 19-летнего студента из Волгограда Никиты Журавеля по подозрению в сожжении на камеру Корана у здания мечети стало известно 20 мая 2023 года. В 11-секундном ролике, из-за которого возбудили дело, автор держит в руке открытый Коран с горящими страницами, по очереди наводя фокус камеры на обложку и мечеть на фоне.

По версии следователей, запись была сделана у Соборной мечети на улице Поворинской в Волгограде, а затем опубликована «на интернет-портале», «подконтрольном ЦИПсО ВСУ». В пресс-релизе СК говорилось, что «подозреваемый совершил публичные действия в целях оскорбления религиозных чувств».

На видео задержания, которое в тот же день распространила ФСБ, Журавеля останавливают полицейские, когда он на велосипеде едет с рюкзаком службы доставки «Самокат». На следующих кадрах молодой человек лежит на полу со скованными за спиной руками. На вопрос, по какому поводу он был задержан сотрудниками полиции, он отвечает: «Снимал истребители».

Один из силовиков спрашивает, что задержанный снимал, помимо истребителей 4 мая, и торопит его с ответом: «Надо побыстрее чуть-чуть, времени у всех нет». Он добавляет, что речь идет о записи, сделанной возле здания мечети. «Я сжигал мече… Коран», — отвечает ему задержанный. Голос за кадром требует «поэтапно» рассказать, «как он к этому пришел». Журавель, лицо которого заблюрено, отвечает, что ему написали неизвестные люди из Украины и сказали, что они ведут телеграм-канал и «хотят помочь своей стране». На вопрос оперативника, что они ему обещали за помощь, молодой человек отвечает: «Они мне деньжат предложили».

На следующих кадрах молодой человек, стоя у белой стены, говорит, что «приобрел Коран по заданию СБУ и сжег его 4 мая 2023 года». Происходящее он снимал на видео, ролик потом отправил незнакомцам в обмен на обещание выплатить ему 10 тысяч рублей. «Я это делал с целью разжигания религиозной розни между христианами и мусульманами Волгоградской области», — говорит он в конце видеозаписи.

Журавелю вменили статью об оскорблении чувств верующих (часть 2 статьи 148 УК). Но уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев вскоре выступил с предложением вменить ему обвинение в госизмене (статья 275 УК РФ). «Националисты, которые пытаются вбить клин между конфессиями в нашей стране — мусульманами, христианами и другими, знают, что мусульмане свято ценят Коран. Спецслужбы Украины знают, что мусульмане России объявили джихад против сатанизма, который несет коллективный Запад», — сказал Солтаев «Коммерсанту».

На следующий день Центральный районный суд Волгограда отправил студента в СИЗО. Журналисты выяснили, что Никита Журавель родился в Севастополе в Украине. Он учился в Волгоградском социально-педагогическом университете (ВГСПУ).

«Я прошу прощения у всех мусульман, мой поступок был очень плохой, мне действительно стыдно перед всеми мусульманами мира», — говорил юноша во время заседания по избранию меры пресечения. Обвиняемый, как писал ТАСС, раскаялся и сказал, что «не понимал, что делает, однако совершил поступок ради материальной выгоды».

Как Журавель оказался в Чечне

Расследование дела против Журавеля сразу передали в Чечню — по личному распоряжению главы СК Александра Бастрыкина. В ведомстве это решение объяснили «рядом оснований», в том числе многочисленными обращениями жителей Чечни, которые просили признать их пострадавшими.

23 мая в Грозном прошел «многотысячный митинг» против Журавеля. Люди держали транспаранты с надписями: «Я люблю Коран», «Коран — моя жизнь», «Сатанистам нет места на Земле», «Ислам — религия мира», «Не трогать Священное Писание» и фотографиями Кадырова.

«Они возмущены и требуют для мужчины более жесткого наказания», — писало издание «Грозный Информ». Чиновник, студенты и школьные учителя, с которыми поговорили журналисты «Кавказ.Реалий», сказали, что на митинг сгоняли бюджетников.

Местные жители собрались у СИЗО в Грозном 27 мая 2023 года. Фото: Елена Афонина / ТАСС

27 мая Никиту Журавеля привезли в Чечню. Перед СИЗО Грозного тоже собрались местные жители, они образовали коридор, по которому проехал автозак с обвиняемым, и выкрикивали лозунги: «Никому не позволим сжигать Коран» и «Требуем пожизненного заключения».

По статье об оскорблении чувств верующих Журавелю грозит до трех лет лишения свободы, но глава СК также «поручил следователям учитывать появившуюся информацию о причастности к организации преступления представителей спецслужб иностранных государств».

«Здесь его будут судить, здесь он будет отбывать наказание, поскольку он посягнул на чувства верующих мусульман. У нас здесь, я думаю, он найдет свое наказание в рамках закона», — говорил чеченский министр по нацполитике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев.

До этого, вскоре после задержания Журавеля, с таким предложением выступил и министр юстиции Константин Чуйченко. Он сказал, что после приговора молодого человека надо отправить «отбывать наказание в одно из исправительных учреждений, расположенное в регионе преимущественно с мусульманским населением».

Журавеля обвиняют по статье небольшой тяжести и его вообще не должны были арестовывать, отмечала член СПЧ Ева Меркачева. По ее словам, передача дела в Чечню также противоречит УПК: глава СК имел право поручить расследование центральному аппарату ведомства, но не передавать в другой регион.

«В целом изменение подследственности — мера исключительная и обычно применяется в целях обеспечения беспристрастности разбирательства. Были ли основания считать, что в Волгограде следствие "пристрастно"? Если и были, то о них никто не знает. Есть ли основания полагать, что следствие в Чечне будет беспристрастно? Увы, нет, поскольку именно чеченское управление СК попросило им отдать Никиту», — писала Меркачева.

Избиение в СИЗО

В августе стало известно, что Никиту Журавеля избил 15-летний сын Рамзана Кадырова. Об этом 16 августа сообщила омбудсменка Татьяна Москалькова, которая получила жалобу от Журавеля. При этом за день до этого об избиении Журавеля написали инстаграм-группы «ЧП/Вайнах» и «ЧП/Грозный». «Инцидент случился после визита к нему самого Рамзана Кадырова. После его беседы с Журавелем Кадыров-младший специально задержался в следственном изоляторе и, оказавшись наедине с подсудимым, устроил самосуд, нанеся ему побои, степень тяжести которых пока остается неясной», — говорилось в публикациях.

Москалькова поручила провести проверку своему чеченскому коллеге Мансуру Солтаеву. И тот заверил, что ее проведут. «Я сегодня выехал, непосредственно пообщался с Никитой Журавелем по данному вопросу. Он рассказал, что при личной встрече с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым, после того как он вышел, его избил Адам Кадыров. Якобы бил по рукам, по ногам», — сказал он журналистам.

Член Совета по правам человека Ева Меркачева после этого попросила директора ФСИН Аркадия Гостева перевести Никиту Журавеля в другой регион. «Также прошу провести проверку, на каком основании в период содержания под стражей к нему получили доступ лица, не имеющие отношения к следствию и не пользующиеся, по закону, правом общения с подследственными», — написала правозащитница.

Спустя месяц она получила ответ, что материалы по предоставленным ею сведениям были отправлены в ОП-1 УМВД по городу Грозный.

Зато избиение задержанного активно поддержали ближайшие соратники Рамзана Кадырова. «Любой здравомыслящий человек, независимо от религии и национальности, так же вполне оправдает поступок АДАМА относительно этого богохульника. Тем более работавшего по заказу врагов нашей страны в лице украинских спецслужб, прибегающих к кощунственному для миллиардов мусульман по всему миру акту!» — написал Магомед Даудов, занимающий должность спикера парламента Чечни.

Действия сына Кадырова он назвал поступком истинного мусульманина, патриота своей страны и настоящего чеченца.

Депутат Государственной думы Адам Делимханов тоже сказал, что его «дорогой племянник» показал пример патриотизма и что все депутаты и сенаторы от Чечни его поддерживают. «Учитывая гнусное преступление этого нелюдя Журавеля, АДАМ поступил очень даже гуманно, оставив его в живых. За такие деяния люди заслуживают самого жесткого наказания», — написал он.

Видео Кадырова и реакция

«Побил и правильно сделал», — так Кадыров прокомментировал избиение юноши. 25 сентября глава Чечни написал в своем телеграм-канале, что решил поставить «окончательную точку» в обсуждении, бил ли его сын Журавеля, и выложил видео, на котором его сын наносит молодому человеку несколько ударов. «Более того, я считаю, что посягнувший на любое Священное Писание, в том числе демонстративно сжигающий его, оскорбивший этим десятки миллионов граждан нашей большой страны, должен понести суровое наказание», — написал глава Чечни.

Людей, посягающих «на святое», он назвал «мразями», а также сказал, что гордится сыном, у которого «взрослые идеалы чести, достоинства и защиты своей религии».

Видео, которое выложил Кадыров, длится шесть секунд, на нем Журавелю наносят пять ударов. Адам Кадыров в форме цвета хаки несколько раз бьет бритого наголо и одетого в черные брюки и футболку юношу ногой и рукой, тот пытается прикрыться руками. Потом сын Кадырова стаскивает его со стула на пол и наносит удар ладонью по голове. При этом в шестисекундном видео видна склейка.

В ответ на публикацию видео Москалькова написала, что в СИЗО люди должны содержаться «по правилам, которые установлены законом», не упомянув, как она собирается помочь Журавелю. Уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова отреагировала на пост Кадырова через несколько часов.

Сначала она написала, что уничтожение священных книг — «общественно опасное деяние, оскорбляющее чувства миллионов верующих», поэтому это не может оставаться безнаказанным.

«Однако, какое бы страшное преступление ни совершил человек, он должен ответить за него перед судом по закону. Таковы принципы нашего правового государства. И во время следствия в СИЗО он безусловно должен содержаться по правилам, которые установлены законом», — добавила Москалькова. При этом в ее посте не упоминаются ни имя Журавеля, ни факт публикации видео с его избиением.

Глава СПЧ Валерий Фадеев тоже назвал поступок Журавеля «серьезным преступлением». Он напомнил, что «также есть правила содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых, которые должны жестко соблюдаться», и выразил надежду на «справедливое судебное решение».

«Следующим может быть известие о том, что мы найдем Никиту Журавеля умершим в камере», — отреагировала на видео член СПЧ Ева Меркачева. Она сообщила, что направляет запрос в Следственный комитет, и отметила, что теперь есть «видеодоказательство преступления». Также она подчеркнула, что будет требовать вывезти Журавеля из Чечни. «Потому что безнаказанность порождает страшные вещи», — сказала она в комментарии Ксении Собчак, назвав действия чеченских властей «вызовом всей правовой системе России».

После этого Рамзан Кадыров позвонил Ксении Собчак и запретил писать про его семью. «Почему ты трогаешь мою семью?», «Почему ты трогаешь моего сына?» — такие вопросы, по словам телеведущей, задавал ей глава Чечни.

По словам журналистки, Кадыров рассказал ей об обстоятельствах избиения Журавеля. «Мы пришли в СИЗО, Журавель сказал, что хочет поговорить со мной лично. Сказал, что хочет принять ислам, я сказал ему, что он шайтан и просто хочет спасти свою шкуру. И что такие мусульмане нам не нужны, — пересказала она слова Рамзана Кадырова. — Я ему ничего не делал, я законопослушный гражданин. Но потом я ушел из кабинета, а Адам там остался, я этого не заметил. Он у меня вообще сам себе на уме. Потом услышал крики, послал охранника своего разнимать их. Адам самостоятельный, темпераментный».

Он предложил Собчак написать заявление и сказал, что «если суд решит, что Адам виновен, значит, он понесет наказание по всей строгости закона».

В одном из вчерашних постов телеведущая обратила внимание на возраст сына Кадырова. Сейчас подростку 15 лет, однако ответственность по статье о побоях наступает с 16 лет. «Хитро, хитро», — говорилось в публикации Собчак. Вероятно, в ответ на это во время разговора с телеведущей Кадыров сказал, что «не помнил и не думал о том, что Адаму пятнадцать», так как у него трое старших сыновей и он путает их возраст.

Мать избитого Наталья Журавель отказывается разговаривать с журналистами. Как пишет волгоградское издание V1.ru, они пытались поговорить с женщиной «на протяжении всего следствия», однако она сказала, что не хочет обсуждать эту ситуацию.

После публикации видео журналисты вновь решили связаться с Натальей Журавель, однако она «бросила трубку». «Мы написали ей во всевозможные мессенджеры, но ответа не получили, а в некоторых были заблокированы», — говорится в сообщении издания.

Адвокат Никиты Журавеля сказал, что больше не представляет его интересы, и предложил журналистам задавать вопросы СК Чечни. В комментарии «Коммерсанту» саратовский адвокат Александр Серебреников, который защищал интересы обвиняемого, сказал, что вышел из дела. В ответ на просьбу назвать нового адвоката юноши он посоветовал обратиться в Следственный комитет Чечни.

Видео с избиением Журавеля он, по его словам, «не смотрел и не хочет смотреть».

Пресс-секретарь президента тоже не захотел комментировать видео, на котором обвиняемого избивает сын главы российского региона. Дмитрий Песков перед началом традиционного пресс-колла сразу сказал, что не станет комментировать избиение Никиты Журавеля. На вопрос журналиста издания почему, он ответил: «Не хочу».

Не реагирует на случившееся и Следственный комитет. Телеграм-канал ведомства сообщает о чем угодно — от участия Александра Бастрыкина в заседании по вопросам миграционной политики до очередного приговора украинским военнопленным, но никак не комментирует опубликованное Кадыровым видео.

Редактор: Мария Климова