Фото: Gints Ivuskans / AFP
Россиян начали привлекать к административной ответственности за комментарии СМИ, признанным властями «нежелательными». На сегодняшний день известно о двух первых подобных случаях.
Протокол о сотрудничестве с «нежелательной» организацией составили на уехавшего из России писателя Дмитрия Быкова за его интервью с музыкантом Борисом Гребенщиковым, опубликованным 20 августа прошлого года на ютуб-канале «Новой Газеты. Европа». В июне того же года издание признали «нежелательной» организацией. Материалы дела Быкова поступили в Никулинский районный суд Москвы в январе 2024 года, его дело рассмотрят 6 февраля. Два таких «правонарушения» — это повод возбудить уже уголовное дело по статье «Участие в работе нежелательной организации».
Во втором случае суд уже вынес решение. Бурятскую правозащитницу Надежду Низовкину оштрафовали на 5 тысяч рублей за комментарий телеканалу «Дождь». Низовкина выступила в эфире «Дождя», комментируя избиение приемного сына другой бурятской правозащитницы Натальи Филоновой в детдоме. В решении суда говорится, что Низовкина приняла участие в деятельности организации, которая признана «нежелательной». Генпрокуратура присвоила телеканалу статус «нежелательного» в конце июля прошлого года.
Первые «нежелательные» организации появились в России в 2015 году. В 2021 году в этот список начали включать медиа, например «Проект» и «Важные истории». Летом 2022 года вступили в силу поправки, согласно которым срок можно получить за участие в деятельности «нежелательной» организации даже за пределами России. Раньше протоколы составляли лишь из-за публикации ссылок на материалы «нежелательных» изданий и репостов. Но в практике были и исключения. Например, в мае прошлого года суд оштрафовал на 5 тысяч рублей журналистку из-за журналистского запроса к российскому производителю беспилотников.
Репрессивное законодательство о «нежелательных» организациях пока не применяется массово, отмечает адвокат «Первого отдела» Евгений Смирнов. По его словам, в соответствующий реестр Минюста уже включено более сотни организаций, однако количество административных и уголовных дел не так велико. «Практика применения таких статей и их количество зависят исключительно от политической воли и "запроса" руководства силовиков. Если в ближайшие недели мы узнаем о составлении аналогичных протоколов в других регионах и против других лиц, то это означает начало массового применения составов за участие в деятельности "нежелательных" организаций», — говорит Смирнов.
Адвокат считает, что силовики могут воспользоваться этой практикой, чтобы запугать людей перед выборами, чтобы они не общались с независимыми СМИ и организациями, занимающимися мониторингом нарушений.
Редактор: Дмитрий Трещанин