Фото: Александра Астахова / Медиазона
16 февраля 2024 года в колонии особого режима в заполярном поселке Харп был убит политик Алексей Навальный. По официальной версии, причиной смерти 47-летнего оппозиционера стали проблемы с сердцем: ему стало плохо после прогулки и реанимация не помогла. Однако журналисты и соратники Навального узнали, что из документов о смерти политика удалили упоминания симптомов, которые в том числе могли бы указывать на отравление, а медицинскую помощь ему стали оказывать не сразу. «Медиазона» напоминает, что удалось выяснить об убийстве политика за прошедший год.
16 февраля 2024 года ФСИН по Ямало-Ненецкому автономному округу сообщила о смерти политика Алексея Навального в колонии особого режима № 3 в Харпе, куда его перевели за пару месяцев до этого. Ведомство ограничилось коротким сообщением на своем официальном сайте, в котором говорилось, что оппозиционер «почувствовал себя плохо» после прогулки и потерял сознание, а прибывшие медики не смогли его реанимировать.
Соратники Навального подтвердили его смерть только на следующий день. Его пресс-секретарь Кира Ярмыш написала: «Алексей Навальный убит. Его смерть наступила 16 февраля в 14:17 по местному времени, как написано в официальном уведомлении, выданном матери Алексея».
Родным политика долго не позволяли получить его тело — и даже не сразу сказали, где именно оно находится. «Новая газета Европа» со ссылкой на источник сообщила, что тело Навального доставили в морг окружной клинической больницы Салехарда. Однако когда туда приехали мать оппозиционера Людмила Навальная и его адвокат Леонид Соловьев, работники учреждения настаивали, что там его нет.
Сотрудник скорой со слов очевидцев рассказал «Новой газете Европа», что на теле Навального были полученные при жизни синяки. Он предположил, что они появились «от судорог» и в результате «непрямого массажа сердца».
Спустя два дня после появления сообщения о гибели Навального «Медиазона» проанализировала камеры наблюдения на ледовой переправе через Обь — единственном зимнем маршруте из Харпа в Салехард. В ночь после гибели политика там проехала колонна из двух машин ДПС, серого седана без опознавательных знаков и санитарного УАЗа с зелеными полосами ФСИН.
По всей видимости, именно этим конвоем тело Навального везли в сторону Салехарда. Позже «Медиазона» выяснила номера машин из кортежа: один из автомобилей принадлежал ОМВД Лабытнанги, другой — оперативному подразделению ФСИН.
19 февраля Юлия Навальная выступила с заявлением по поводу смерти мужа.
«Его пытали, его держали в карцере в бетонной коробке, — говорила вдова Навального в видеообращении. — Пожалуйста, просто представьте. Это комната шесть или семь квадратных метров. В ней нет ничего, кроме табуретки, раковины, дырки в полу вместо туалета и кровати, которую пристегивают к стене, чтобы на нее нельзя было прилечь. Кружка, книжка одна и зубная щетка — больше ничего у него не было сотни дней. Над ним издевались, отрезали от мира. Не давали ручку и бумагу, чтобы написать письмо мне или нашим детям. Его морили голодом — три года голода. А он не то что не сдавался, он все время поддерживал нас, подбадривал, смеялся, шутил, воодушевлял. Ни на долю секунды не засомневался в том, за что он борется и ради чего страдает. Моего мужа было не сломить, и ровно поэтому Путин его и убил».
Ответственность за смерть оппозиционера возложили на Владимира Путина и западные политики — представитель Кремля Дмитрий Песков назвал эти обвинения «абсолютно оголтелыми». Сам Путин прокомментировал смерть Навального только спустя месяц, когда подтвердил сообщения, что политика планировали обменять на арестованных российских агентов, тогда же он впервые вслух произнес фамилию оппозиционера.
О касающихся обмена переговорах первыми рассказали соратники Алексея Навального вскоре после его убийства. По словам главы ФБК Марии Певчих, эти переговоры заняли у них два года, а накануне убийства команда политика получила подтверждение, что согласование находится на финальной стадии. Обмен заключенными между Россией, США и еще пятью странами в итоге состоялся в Анкаре 1 августа прошлого года. Москва передала Западу 16 человек, включая журналистов Эвана Гершковича и Алсу Курмашеву, политиков Илью Яшина и Владимира Кара-Мурзу, правозащитника Олега Орлова и художницу Сашу Скочиленко, а также американского морского пехотинца Пола Уилана. В Россию вернулся Вадим Красиков, приговоренный в Германии к пожизненному сроку за убийство чеченского полевого командира, и еще семеро агентов под прикрытием и хакеров.
Колония особого режима № 3 в Харпе, 29 декабря 2023 года. Фото: Reuters
Тело Навального было выдано семье только 24 февраля, за день до этого следователь Александр Варапаев потребовал от матери политика согласиться на тайные похороны без публичного прощания, пригрозив, что иначе его захоронят на территории колонии. Людмила Навальная отказалась.
1 марта Навального похоронили на Борисовском кладбище в Москве. Проститься с ним пришли десятки тысяч людей. К тому времени следователь Варапаев уже вынес отказ от возбуждения уголовного дела по факту смерти оппозиционера.
«Я ваш новый Дед Мороз. Ну а что? У меня есть тулуп, шапка-ушанка, скоро мне дадут валенки, за 20 дней этапа у меня отросла борода. Оленей, правда, нет, но есть огромные пушистые очень красивые овчарки. А главное, живу я теперь за полярным кругом. В поселке Харп на Ямале. Ближайший город носит красивое название Лабытнанги. Я не говорю: "Хо-хо-хо", но зато говорю: "Ох-ох-ох", когда смотрю за окно, где сначала ночь, потом вечер, потом снова ночь», — такой пост появился в твиттере Алексея Навального в конце декабря 2023 года.
В ИК-3 особого режима в Харпе Навального перевели после вступления в силу приговора Московского городского суда, назначившего оппозиционеру 19 лет лишения свободы сразу по шести статьям УК. Это одна из самых удаленных колоний России с крайне жесткими условиями содержания, а для Навального их сразу стали делать невыносимыми.
В начале января, сразу после карантина, политика отправили в ШИЗО, а потом помещали туда еще несколько раз. Всего с августа 2022 по февраль 2024 года Навального водворяли в штрафной изолятор 27 раз, политик провел там почти 300 дней из трех лет своего заключения. В последний раз он оказался в ШИЗО 14 февраля — за два дня до появления сообщения о гибели.
Жесткими условия содержания у Навального были и в предыдущей колонии строгого режима №6 во Владимирской области. Ему постоянно назначали сутки в штрафном изоляторе по надуманным причинам, не передавали письма, запрещали звонки и встречи с семьей. За пару месяцев до этапа на Ямал политика перевели в единое помещение камерного типа (ЕПКТ) — одиночную камеру с самыми строгими условиями содержания и запретом на длительные свидания.
На одном из последних заседаний в Верховном суде, где рассматривались иски Навального к Минюсту, политик, выступая по видеоконференцсвязи, рассказал, как во владимирской колонии администрация установила ему срок приема пищи в 10 минут. «За эти десять минут вам выдают еду, вы ее получаете, вы должны, там, помыть ложку и так далее, то есть в итоге получается, что вы должны давиться этим кипятком, давиться своей едой, и вы не можете нормально поесть. Ну, конечно, вы сидите 16 часов, сидите в ШИЗО и сидите еще и голодные. Поэтому вы ждете, безусловно, этой еды. И сделано все таким образом, чтобы вот эти единственные приятные минуты превращались в минуты совершенно адские», — говорил оппозиционер.
12 февраля 2024 года, за четыре дня до смерти, администрация ИК-3 разрешила ему свидание с родителями — Навальный впервые за долгое время смог увидеть их в коротком промежутке между сроками в ШИЗО.
За день до сообщения ФСИН о смерти оппозиционера, 15 февраля, Навальный выступал по видеосвязи в Ковровском городском суде, требуя признать незаконными штрафы, которые наложили на него «за отказ от работ» в колонии. На видео издания SOTAvision политик шутил и смеялся.
«Ваша честь, я жду, я вам отправлю номер своего лицевого счета, чтобы вы с вашей огромной зарплаты федерального судьи подогревали мой лицевой счет, потому что деньги у меня заканчиваются, а благодаря вашим решениям они закончатся еще быстрее. Поэтому присылайте», — говорил он.
Могила Алексея Навального на Борисовском кладбище в Москве. Фото: Александра Астахова / Медиазона
Это видео сняла журналистка Антонина Фаворская. Через месяц после убийства Навального ее задержали недалеко от Борисовского кладбища, где она навещала могилу политика. Корреспондентку SOTAvision обвинили в участии в деятельности экстремистского сообщества — по версии следствия, Фаворская вела «сбор материала, изготовление и монтаж видеороликов и публикаций для ФБК».
Позже такие же обвинения предъявили еще троим журналистам — Артему Кригеру, Константину Габову и Сергею Карелину. Все они находятся в СИЗО.
Спустя несколько месяцев после убийства Навального, в августе прошлого года, директор ФБК Иван Жданов опубликовал отказ Следственного комитета в возбуждении уголовного дела о гибели политика. В документе утверждалось, что причиной его смерти стало «комбинированное заболевание: гипертоническая болезнь с сосудистыми и органическими поражениями, диффузный миокардиосклероз, осложнившийся развитием отека головного мозга, фибрилляции желудочков сердца, отека легких».
Следователи перечислили несколько других диагностированных у Навального заболеваний и на их основании пришли к выводу, что его смерть носила «аритмогенный характер, проявившийся нарушением ритма и проводимости сердца». Причиной этой аритмии стало «критическое повышение артериального давления», говорится в документе.
Повреждения, обнаруженные на теле, как утверждается, были получены во время попытки реанимации, а никаких отравляющих веществ в теле оппозиционера не было выявлено.
«Нам прекрасно известно, что когда Алексею стало плохо, его повели не в медсанчасть, а обратно в камеру ШИЗО. Что умирал он там один. Что в медсанчасть его отнесли уже без сознания. Что в последние минуты перед смертью он жаловался на острую боль в животе», — говорила в видеообращении его вдова Юлия Навальная, комментируя заключение следователей.
29 сентября The Insider опубликовал расследование, в котором рассказал, что в первоначальных медицинских документах о смерти Навального упоминались «резкая боль в животе», «рвота» и «судороги». В разговоре с изданием врач-реаниматолог Александр Полупан, который лечил Навального после отравления «Новичком» в Омске, отметил, что симптомы не согласуются с официальной версией гибели оппозиционера.
«Едва ли такие симптомы можно объяснить чем-то кроме отравления. Короткий промежуток времени между болью в животе и судорогами говорит в пользу того, что это могло быть, например, фосфороорганическое вещество (к этому же классу веществ относится и "Новичок", но только не при накожном применении, а при внутреннем)», — сказал медик.
В расследовании также приводился список предметов, изъятых после смерти политика — 4 октября Центр «Досье» опубликовал его полностью. Всего 75 позиций — все предметы, с которыми контактировал Навальный, в том числе все личные вещи политика, книги, матрас, образцы пищи, рвотные массы, ногтевые пластины и волосы. Из колонии увезли четыре видеорегистратора, смывы с бушлата Навального и с пола, где он лежал, а также образцы снега из прогулочного двора.
Кроме того, были изъяты все расходные материалы и мусор, оставшиеся после реанимационных мероприятий. «Досье» отметил, что врачам помогали несколько заключенных. Медицинские перчатки, которые были на руках одного из них, тоже изъяли. Из 75 объектов на экспертизу отправили только 31. В проекте постановления следствия от 26 июля говорится, что в теле Навального и на его вещах не нашли «ядовитых или отравляющих веществ, алкоголя, наркотических средств».
Примерно в том же время анонимный канал ВЧК-ОГПУ опубликовал полную версию документа Следственного комитета о смерти Навального. В нем утверждалось, что тело оппозиционера имело «синюшный оттенок», а на лице были обнаружены гематомы.
21 октября 2024 года «Медуза» выпустила расследование, как сотрудники владимирской ИК-6 намеренно создавали невыносимые условия содержания для Навального и фальсифицировали документы. Издание получило доступ к архиву электронной почты Ильи Круглышева, начальника юридической службы управления ФСИН по Владимирской области.
Сотрудники колонии присылали Круглышеву несколько версий событий, происходивших с политиком в колонии. Например, в октябре 2023 года один из сотрудников отправил письмо с темой «Прогулка 22.09.2023 версии на согласование» и файлами, где были изложены две версии, почему Навального лишили прогулки в день очередного помещения в ШИЗО. В первом варианте отказ объяснялся «исключительно соблюдением распорядка дня», во втором — «исключительно волеизъявлением осужденного Навального А.А.».
При поступлении в ИК-6 Навального обследовал местный фельдшер, который указал в справке, что у политика несколько хронических заболеваний, включая холецистит, панкреатит и гастрит, а также зафиксировал повышенное артериальное давление — 140/90. Согласно клиническим рекомендациям, такие показания давления могли быть признаком артериальной гипертензии, требующей медикаментозной терапии. Однако из медицинских документов следует, что препараты для снижения давления Навальному не назначали.
Сотрудники колонии с 2022 года следили за публикациями в социальных сетях политика. Чтобы понять, как он передавал информацию своим соратникам, цензоры изучили его переписку с близкими и друзьями: 462 письма и 45 телеграмм, отправленных ему, и 31 письмо, которое написал сам оппозиционер. В итоге начальник колонии Дмитрий Ножкин решил, что соратники Навального могли получать его сообщения только с помощью адвокатов.
В декабре 2024 года команда Навального опубликовала видео, записанные на скрытую камеру во время его встреч с адвокатами в колонии. За политиком следили даже в моменты конфиденциальных бесед с защитниками. Сотрудники колонии установили скрытые камеры в помещении для встреч с адвокатами, а затем просматривали записанные материалы. Эти видео соратники политика смогли получить после объявления вознаграждения за любую информацию об убийстве Навального.
Троих защитников Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина арестовали по обвинению в участии в экстремистском сообществе в октябре 2023 года, когда политик был еще жив. В январе этого года их приговорили к срокам до 5,5 лет. Еще двое адвокатов — Ольга Михайлова и Александр Федулов успели покинуть Россию и были арестованы заочно.
Вскоре после убийства Навального Евросоюз и еще несколько стран ввели санкции против сотрудников колоний, где политик отбывал срок, и судей, рассматривавших уголовные дела против него. Европарламент назвал Владимира Путина ответственным за убийство оппозиционера и потребовал «независимого и прозрачного международного расследования точных обстоятельств смерти Алексея Навального».
Отказ в возбуждении дела по факту смерти политика, вынесенный Следственным комитетом Ямало-Ненецкого автономного округа, еще в сентябре прошлого года был отменен региональной прокуратурой для проведения дополнительной проверки. С тех пор о ее результатах не сообщалось, а отказавшийся возбуждать дело следователь Александр Варапаев получил повышение.
10 января Росфинмониторинг отказался исключить Навального из реестра «террористов и экстремистов». Юлия Навальная назвала это «последней местью режима». «Даже мертвый, он для них опасен», — сказала она.
В октябре 2024 года была опубликована книга политика «Патриот». Навальный начал писать ее, восстанавливаясь в Германии после отравления в 2020 году, а продолжил — после возвращения в Россию, находясь в СИЗО и колонии. Книга делится на две части: автобиография, в которой он рассказал о своей жизни до ареста 17 января 2021 года, и дневник, в котором фиксировал тюремный быт и нравы.
В одном из отрывков, датированном 21 октября 2021 года, Навальный писал: «Если все это закончится плохо, то это будет часть, на которую прольется немного слез у самых чувствительных читателей».
Редактор: Мария Климова