Фото: Александра Астахова / Медиазона
В марте 2023 года в Екатеринбурге задержали корреспондента Wall Street Journal Эвана Гершковича. Его обвинили в шпионаже за интерес к «Уралвагонзаводу», приговорили к 16 годам колонии и вскоре освободили в рамках обмена заключенными между Россией и Западом.
Суд над журналистом проходил в закрытом режиме, и о ходе разбирательства до сих известно немногое. Но «Медиазона» выяснила, что в нем участвовал профсоюзный активист Павел Сергиеня — тот же человек, который позже стал ключевой фигурой в «террористическом» деле 65-летнего оппозиционера Андрея Фогеля.
29 марта 2023 года уральское издание «Вечерние ведомости» сообщило о странном задержании у ресторана Bukowski Grill в центре Екатеринбурга. Очевидец рассказал журналистам, что видел, как люди в гражданском вели к микроавтобусу мужчину, натянув ему на голову свитер, чтобы скрыть лицо от прохожих. На следующий день стало известно, что задержанным был корреспондент Wall Street Journal Эван Гершкович.
Местный пиарщик Ярослав Ширшиков, позже получивший срок за пост об убийстве Z-блогера Владлена Татарского, тогда рассказал, что за «пару недель» до этого Гершкович уже приезжал на Урал. А в ночь после задержания Ширшикову сообщили, что журналист снова вернулся в Екатеринбург и уже девять часов не выходит на связь.
«И тут я понимаю, что мы с Эваном обедали в "Буковском", и совсем рядом не только мой офис, но и офис еще одного героя материала. Нетрудно предположить, что в малознакомом городе человек пойдет по знакомым местам, да?» — писал Ширшиков.
Так Гершкович, много лет проработавший в России, оказался обвиняемым в шпионаже. ФСБ утверждала, что он «по заданию ЦРУ» собирал сведения о работе оборонного предприятия АО НПК «Уралвагонзавод», выпускавшего и ремонтировавшего военную технику.
«Незаконные действия совершались Гершковичем с соблюдением тщательных мер конспирации», — говорилось в сообщении Генпрокуратуры.
Между тем незадолго до задержания журналист сам ездил в Нижний Тагил, где находится «Уралвагонзавод», и встречался с депутатом Заксобрания Свердловской области единороссом Вячеславом Вегнером. По словам чиновника, репортер интересовался отношением россиян к «ЧВК Вагнера» и работой оборонных предприятий после вторжения в Украину.
«Приехал, чтобы взять интервью у различных людей, как они нас называют, у патриотов. Его интересовали вопросы, связанные с поддержкой населения в период СВО, — говорил Вегнер. — Деятельность ЧВК "Вагнер" тоже интересовала, спрашивал, почему я с Пригожиным переписываюсь. И про промышленные предприятия [спрашивал], как переориентируются в ходе СВО. Я сказал, что отлично и дефицита кадров нет. Выпили на двоих бутылку коньяка. Так и можете написать, что Вегнер пьет коньяк с американским шпионом».
Больше года Гершкович провел в московском СИЗО «Лефортово», после чего его этапировали в Екатеринбург для рассмотрения дела.
19 июля 2024 года в Свердловском областном суде прошли прения: прокурор запросил для него 20 лет. В тот же день судья Андрей Минеев приговорил журналиста к 16 годам колонии строгого режима.
Спустя две недели Эвана Гершковича освободили в рамках обмена заключенными между Россией и странами Запада. Еще через несколько дней пропагандистский канал RT «специально для западных скептиков», называвших дело сфабрикованным, выложил два смонтированных видео задержания журналиста.
На первом сначала показан скриншот съемки из Bukowski Grill с сидящим за столом Гершковичем, на фоне звучит аудиозапись его разговора с неким мужчиной.
— Ну что, как это лучше всего сделать? — спрашивает журналист.
— Все, что ты просил, я сделал. У меня с собой… — отвечает собеседник. Его голос изменен.
— Угу.
— Единственное, что прошу: будь, пожалуйста, очень аккуратен, потому что это конкретно секретная информация.
— Мы не будем даже писать, что видели документы, — говорит журналист. — У нас только будет анонимный источник. То есть ни нас не подозревают в сборе, и никого не подозревают в сдаче. У нас, типа, будет написано: «Анонимные источники рассказали».
Скриншот видео: RT
После этого следует склейка. И Гершкович говорит: «Нет, вообще не будет упоминаний про такое. Мы вот этот подход тоже (почему я сказал оставить дома), подход — это, типа, сейчас, это просто интервью».
На этом аудиозапись обрывается. Дальше идут кадры оперативной съемки задержания: человек в штатском хватает Гершковича за шею и вытаскивает из-за стола. Ему застегивают наручники за спиной, кладут на пол лицом вниз, а потом выводят из ресторана. Один силовик фиксирует его шею, на голове у Гершковича действительно намотан свитер.
Второй ролик длится почти две минуты и идет с наложенной музыкой. Сначала показана съемка, видимо, с камеры в самом кафе: Гершкович сидит за столиком в углу, где его позже задержали. К нему подсаживается мужчина в темном полосатом пуловере; его лицо заблюрено. Они разговаривают, Гершкович что-то смотрит в блокнотах, собеседники наклоняются друг к другу, обсуждая записи.
Затем меняется ракурс: съемка ведется как будто из-за спин посетителей. На следующих кадрах видно, как в зал спускается группа оперативников в гражданском — не меньше шести человек. Они подходят к столику. Собеседник Гершковича встает самостоятельно, его лицо по-прежнему скрыто. Один из силовиков запрыгивает на диван, на котором сидел журналист, хватает Гершковича за шею и выволакивает из-за стола.
На записи заметно, что с собеседником журналиста обращаются мягче: один из оперативников заводит ему руки за спину, как будто собираясь надеть наручники, но остается непонятно, сделали это или нет. Что с этим человеком произошло дальше, в ролике не показано.
Весь процесс по делу Эвана Гершковича в Свердловском областном суде проходил в закрытом режиме и занял всего три заседания. На одном из них допросили депутата-единоросса Вячеслава Вегнера. Неясно, выступал ли в суде пиарщик Ярослав Ширшиков — к тому моменту он уже сам находился в СИЗО по делу об оправдании терроризма.
Еще в день приговора — видео оглашения выкладывали СМИ — «Медиазона» обратила внимание на мимолетное упоминание некоего Сергиени. Судья Андрей Минеев, перечисляя, что делать с вещдоками, произнес: «Мобильный телефон Alcatel с сим-картами операторов сотовой связи "Мотив" и "Билайн" передать Сергиене или уполномоченному лицу, а при отказе от получения или неистребования в течение трех месяцев со дня вступления приговора в законную силу — передать в собственность государству».
Павел Сергиеня. Скриншот видео: @LenRu / Youtube
«Медиазона» выяснила, что речь идет о 42-летнем работнике «Уралвагонзавода» и представителе независимого профсоюза «Солидарность» Павле Владимировиче Сергиене — заметном в регионе функционере, который не раз выступал в СМИ с критикой руководства завода, в том числе, в интервью независимым изданиям.
В 2016 году он рассказывал «Уралинформбюро», как руководство предприятия сокращает зарплаты и обманывает рабочих, и давал комментарий для статьи «Новой газеты» об урезании льгот за профзаболевания. Спустя два года Сергиеня говорит корреспонденту русской службы «Би-би-си», что завод нерентабелен и без субсидий «просто не выживет». В 2020-м в разговоре с «Радио Свобода» он повторял: УВЗ погряз в многомиллионных долгах, «ничего не зарабатывает» и «сидит на искусственном вскармливании».
Летом 2023-го, спустя три месяца после задержания Гершковича и на второй год войны в Украине, уже «Новой газете Европа» Сергиеня рассказывал подробности ЧП на «Уралвагонзаводе»: после сокращения зарплаты в 11 раз один из рабочих воткнул себе в шею канцелярский нож прямо в кабинете начальника.
Неудивительно, что такой собеседник мог привлечь внимание иностранного журналиста, который хотел разобраться в положении дел на УВЗ после начала войны.
Эван Гершкович, к которому «Медиазона» обратилась за комментарием уже после его освобождения, отвечать на вопросы не стал.
Мы пытались связаться с самим Сергиеней еще в июле прошлого года. Одному корреспонденту «Медиазоны» коллега Сергиени ответил, что тот не желает общаться; другому сам Сергиеня на просьбу дать контакт в телеграме или сигнале прислал адрес электронной почты на Mail.ru, а потом прервал переписку.
Какую именно роль профсоюзный активист сыграл в деле Гершковича, тогда было неясно. Теперь у нас появились основания предполагать, что он сотрудничал с ФСБ и выступил свидетелем обвинения.
Весной имя Сергиени всплыло в другом уголовном деле. Обвиняемый в попытке создания террористической организации 65-летний нижнетагильский оппозиционер Андрей Фогель рассказал, что стал жертвой провокации своего старого знакомого — председателя профсоюза «Солидарность».
Фогеля задержали, когда Гершкович уже без малого год провел в СИЗО. По версии следствия, он пытался собрать из росгвардейцев «боевые группы» для нападений на руководство «Уралвагонзавода» и чиновников. Сергиеня в этой истории стал ключевой фигурой: он свел Фогеля с военными, записывал их разговоры, передавал материалы ФСБ и в суде утверждал, что именно пенсионеру пришла в голову идея с нападениями. Сам Фогель настаивал, что к «акциям устрашения» топ-менеджеров УВЗ его подталкивал Сергиеня.
Подробно об этом деле, которое грозит Андрею Фогелю принудительным лечением, «Медиазона» рассказывает в отдельной статье.
Процесс над пенсионером, в отличие от суда по делу Гершковича, проходил открыто — и о самом Сергиене стало известно больше.
На допросе в Центральном окружном военном суде он рассказал, что до сих пор работает термистом на «Уралвагонзаводе», хотя в прежних интервью представлялся как бывший сотрудник завода. Возможно, он действительно вернулся на предприятие после перерыва. Сергиеня окончил вечернюю школу (о другом образовании он не упоминал), сейчас разведен.
В суде Сергиеня говорил, что у него три погашенные судимости. По открытым данным и утечкам из баз можно узнать, что на него заводили дело за грабеж в подростковом возрасте, за неуплату алиментов на старшего сына и за невыполнение решения суда, обязавшего профсоюз «Солидарность» вернуть деньги за «некачественно оказанные юридические услуги».
Хотя Сергиеня охотно говорил с журналистами, публичных страниц в соцсетях у него нет — «Медиазона» нашла лишь полупустой аккаунт «ВКонтакте» под чужим именем. В Екатеринбург на процесс Фогеля он не приезжал: его допрашивали по видеосвязи. Вероятно, так же было и в деле Гершковича.
На ютубе сохранилось 14-минутное видео 2016 года, где Сергиеня рассказывает о нарушениях на «Уралвагонзаводе». В описании ролика он представлен как «Павел из межотраслевого профсоюза "Солидарность" работников Свердловской области». Сервис распознавания лиц показал почти полное совпадение внешности мужчины на скриншоте видео с фотографией Сергиени со страницы его бывшей жены.
Нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что в день задержания Гершковича его собеседником был именно профсоюзный деятель: лицо на оперативной съемке скрыто, но заметные на короткие мгновения без блюра детали — форма головы, ухо и линия волос — напоминают Сергиеню из видео 2016 года.
«Медиазона» пока не нашла других дел, в которых фигурировал бы глава профсоюза «Солидарность». Неясно, когда он начал сотрудничать с ФСБ, и какая именно роль отводилась ему в деле Гершковича. Но история 65-летнего Андрея Фогеля показывает: неосторожный контакт с Павлом Сергиеней может обернуться уголовным делом. Если вам известно что-то еще о деятельности этого человека, свяжитесь с редакцией любым безопасным способом.
Редакторы: Сергей Голубев, Дмитрий Ткачев
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Если мы не наберем хотя бы 5 000 ежемесячных подписчиков, нам придется и дальше сильно сокращаться. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне