Суд оправдал заключенного ярославской ИК-1, которого обвинили в ложном доносе после жалобы на пытки
Суд оправдал заключенного ярославской ИК-1, которого обвинили в ложном доносе после жалобы на пытки

Заволжский районный суд Ярославля вынес оправдательный приговор по делу Толибходжи Курбонова, который отбывает наказание в ИК-1 Ярославля за изнасилование. Его обвинили в заведомо ложном доносе (статья 306 УК) после жалобы на пытки, пишет РБК со ссылкой на копию приговора судьи Марии Селезневой.

Судья решила, что умысла на заведомо ложный донос у Курбонова не было. По ее мнению, когда заключенный рассказал прокурору об избиении, у него «было мало возможностей отказаться от дачи объяснения прокурору, действующему в рамках служебного задания».

Дело в отношении Курбонова возбудил в мае 2017 года следователь следственного отдела по Заволжскому району управления СК по Ярославской области Родион Свирский. Он же отказался возбуждать дело о пытках заключенного Евгения Макарова, а затем ушел в армию.

Потерпевшими по делу Курбонова были инспектор-дежурный отдела безопасности ИК-1 Антон Емелин, младший инспектор Анатолий Голышев и начальник медчасти колонии Константин Дудышев. По версии СК, осужденный оговорил их «из чувства мести и личной неприязни», которые возникли после того, как сотрудники колонии применили к нему взыскания.

Поводом для возбуждения дела стал рассказ заключенного о пытках. Он сообщил помощнику прокурора Николаю Ваганову, что в 2013 году после выдворения в ШИЗО его пристегнули наручниками к двери и ударили 20 раз, в результате у заключенного произошел вывих челюсти. Через год, рассказывал Курбонов, его и других осужденных избили снова.

«Потом всех осужденных выгнали на улицу. Там стоял прокурор [Алексей] Ельчанинов. Он — Курбонов — подбежал к нему, сказал про избиение. Прокурор записал его фамилию, подошел к тем, кто был в крови, записал их данные и ушел. Люди в масках снова завели осужденных в камеры», — цитирует РБК приговор.

В обоих случаях врачи отказались снимать у Курбонова побои. Однако после второго избиения заключенный попал в больницу. К нему пришел Ельчанинов и сказал, что его избили случайно, так как перепутали с другим осужденным, и что «такого больше не повторится».

Курбонов пожаловался на избиения в прокуратуру Москвы и Ярославля. В конце 2016 года по жалобе назначили проверку, но в январе 2017 заключенный попросил ее прекратить, утверждая, что он не имеет претензий к сотрудникам колонии, «которые причинили ему физическую боль».

Сотрудники ФСИН утверждали, что не били Курбонова, их коллеги подтвердили их слова. Двое осужденных сказали, что Курбонов часто сам провоцировал сотрудников колонии, из-за чего возникали конфликты. При этом пять заключенных подтвердили, что Курбонова били.

Ранее 25 июля суд в Ярославне арестовал пятерых сотрудников ИК-1, задержанных по делу о пытках в колонии. Дело о превышении полномочий с применением насилия (пункт «а» части 3 статьи 286 УК) было возбуждено через 2,5 часа после публикации репортажа «Новой газеты» с видеозаписью пыток заключенного Евгения Макарова.