Члены петербургской ОНК подали иск к СИЗО из-за запрета расспрашивать фигуранта дела о взрыве в метро про пытки
Члены петербургской общественной наблюдательной комиссии Яна Теплицкая и Роман Ширшов подали иск к СИЗО «Кресты-1». Их выгнали из изолятора после того, как фигурант дела о взрыве в метро Аброр Азимов начал рассказывать про пытки в «секретной тюрьме». Об этом «Медиазоне» сообщил юрист Института права и публичной политики Григорий Вайпан, который представляет интересы членов ОНК.
Они требуют признать действия сотрудников изолятора во время визита 20 апреля незаконными. «Речь идeт не о единичном нарушении, а о системной проблеме — из-за внесeнных летом прошлого года поправок в закон об ОНК теперь тюремщики запрещают членам ОНК разговаривать с заключeнными на любые темы, которые не связаны с материально-бытовыми условиями содержания. Насилие, пытки обсуждать запрещают», — отметил Вайпан.
Так, тюремщики прервали беседу членов ОНК с Азимовым про пытки, потому что, по их мнению, это не относилось к «обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых в местах принудительного содержания» (пункт 3 части 1 статьи 16 закона о деятельности ОНК).
В иске члены ОНК настаивают, что это положение не запрещает расспрашивать арестантов о пытках. «Члены ОНК должны иметь возможность содействовать восстановлению нарушенных прав лица, находящегося в месте принудительного содержания, — говорят они.
В тот же день Теплицкая и Ширшов попытались снова зайти в СИЗО, однако сотрудники изолятора не разрешили им разговаривать с арестованными, так как, по словам тюремщиков, «запрещено беседовать со спецконтингентом до принятия прокуратурой решения о том, было ли нарушение в действиях членов ОНК».
3 апреля 2017 году в перегоне между станциями петербургского метро «Сенная» и «Технологический институт» произошел взрыв, погибли 16 человек, пострадали еще 50 пассажиров. По делу о теракте проходят 11 человек, четверо из них, включая Аброра Азимова, рассказали о пытках. Никто из обвиняемых не признает вину.
В «секретной тюрьме», о которой еще в 2017 году говорил Аброр Азимов, побывал и его брат Акрам, которого тоже обвиняют в причастности к теракту. Предположительно, эта тюрьма расположена в Московской области.