РБК: трое петербуржцев случайно услышали песню Хованского летом 2018 года, спустя 2,5 года наткнулись на ролик блогера и дали показания
Свидетели по делу блогера Юрия Хованского утверждают, что случайно услышали песню о «Норд-Осте» летом 2018 года, а спустя несколько лет наткнулись на видео. Об этом сообщает РБК со ссылкой на материалы дела, их подлинность подтвердил адвокат Александр Передрук, защищающий блогера.
По информации издания, дело Хованского строится на показаниях троих петербуржцев, который утверждают, что в 2018 году случайно услышали песню блогера «на улице или в баре». Их допросили в сентябре-октябре 2021 года — через три месяца после начала следствия.
Первый, Андрей Германович Бакулин, уверяет, что в августе 2018 года был с приятелем в одном из баров недалеко от метро «Невский проспект». Он рассказал, что один из посетителей включил на телефоне песню, которую свидетель счел «отвратительной».
Посетитель ответил, что смотрит «Skype-конференцию», а исполнитель — Хованский. Через 2,5 года Бакулин наткнулся на видео с этой же песней, снова «испытал возмущение» и 16 апреля 2021 года попросил Центр «Э» проверить творчество блогера.
Вторая свидетельница — Светлана Андреевна Гаврилкина — утверждает, что летом 2018 года отдыхала с коллегой в баре Oliver. Песню Хованского она, как и Бакулин, услышала из телефона сидевшего рядом посетителя, а спустя 2,5 года наткнулась на видео в ютубе и обратилась в Центр «Э».
Третий свидетель — Иван Александрович Бендь — вспоминает, что в августе 2018 года пошел в парк Победы после работы. Сидя на скамейке у фонтана, он увидел группу подростков, которые слушали песню Хованского.
Как уточняется в материалах, следователь спросил каждого, почему свидетели уверены, что слышали песню именно в августе 2018 года. Бакулин ответил, что ему запомнилось то лето, потому что он не смог поехать на юг с женой и ребенком; Гаврилкина осталась в Петербурге из-за работы над научной статьей, а Бендь пояснил, что тогда у него сломалась машина, и «это хорошо запомнилось».
Как подчеркивает РБК, все три протокола «примерно наполовину» состоят из одинаковых фраз и абзацев. Каждый свидетель назвал песню Хованского «отвратительной» или «омерзительной», а ее содержание описано так: «Содержание песни было направлено на восхваление терроризма и террористических актов. Я помню, что в песне были строки про террористический акт в театре "Норд-Ост" с нецензурным восхищением данной трагедией <…>»
Каждый из допрошенных спросил у человека с телефоном о певце, каждому ответили, что это «онлайн-конференция в Skype», а исполнитель — Хованский.
Адвокаты отказались раскрывать личные данные о свидетелях, но РБК обнаружил, что двое из них связаны с МВД. Бакулин искал работу оперативника или дознавателя в петербургской таможне и записан в приложении GetContact как «Андрей Убойный, Андрей УгРо Питер, Андрей Бакулин (оур убойный Фрунзенский)».
Бендь, судя по информации из соцсетей, в 2006 году окончил Санкт-Петербургский университет МВД и работал оперуполномоченным в 2005-2008 годах.
Защита полагает, что дополнительные свидетели понадобились из-за ошибки — следователь возбудил дело за пределами сроков давности.
Блогер регулярно отправляет письма из СИЗО, которые публикуются в соцсетях. Девушка Хованского опубликовала одно из таких писем. В нем блогер пишет: «Несмотря на то, что вся страна знает, что ту песню я спел в 2012 году, следствие отказывается принимать доказательства этого. Вместо того, чтобы расследовать преступление, следователи просто перенесли время действия в 2018 год, завербовав подставных свидетелей».
Хованского обвиняют в оправдании терроризма (часть 2 статьи 205.2 УК) из-за видео, на котором он пел песню со словами «[Теракт на мьюзикле]"Норд-Ост» — это было ******* [отлично]». Блогер извинился за песню на видео Следственного комитета. С 10 июня он находится в СИЗО, в августе его внесли в реестр террористов и экстремистов.