Следователи лишили статуса потерпевшего заключенного, рассказывавшего о пытках после бунта в ангарской колонии
Следователи лишили статуса потерпевшего заключенного, рассказывавшего о пытках после бунта в ангарской колонии
19 декабря 2021, 14:11

Заключенного ИК-15 под Ангарском Алексея Дьяченко лишили статуса потерпевшего по делу о пытках. Об этом адвокатам рассказал глава следственной группы по объединенному делу о насилии над заключенными в Иркутской области Александр Корнев; выдержки из его письма приводит «Тайга.инфо».

33-летний Дьяченко рассказывал, что после подавления бунта в ангарской ИК-15 в апреле 2020 года его избили заместитель начальника колонии и оперативник, а потом, когда Дьяченко с другими перевели в ангарское СИЗО-6, то на него сразу напали сотрудничавшие с администрацией арестанты.

По словам Дьяченко, сразу после этапирования в СИЗО один из арестантов «стал сразу ему наносить удары кулаками в лицо, <…> сделал захват рукой и стал душить», а потом отпинал до потери сознания и с двумя знакомыми. «Абсолютно всех, кто находился в этот момент в каптерке, избили до такого состояния, что, кроме как беспомощно валяться на полу, не в силах встать, ничего не оставалось», — говорил он адвокату.

Следователи несколько раз отказывались признать Дьяченко подозреваемым, оставляя его в статусе свидетеля, пока адвокат Дарья Астафьева не обжаловала это в Кировском районном суде Иркутска. До этого следователи по делу о бунте называли рассказ Дьяченко о пытках «способом защиты». Дело Дьяченко осенью объединили с общим делом об истязаниях (пункт «д» части 2 статьи 117 УК) и сексуальном насилии (пункт «а» части 2 статьи 132 УК).

Бунт в ангарской исправительной колонии №15 начался 10 апреля 2020 года. Правозащитники рассказывали, что часть заключенных вскрыла себе вены из-за пыток другого осужденного. ФСИН утверждала, что на сотрудника колонии напали, но ситуацию удалось взять под контроль. По факту случившегося СК возбудил дела о дезорганизации работы колонии (часть 3 статьи 321 УК) о массовых беспорядках (часть 1 и 2 статьи 212 УК).

После подавления бунта часть заключенных перевели в иркутские СИЗО-1 и ИК-6 и ангарское СИЗО-6. Осужденные жаловались на избиения и требования признаться в причастности к бунту. Gulagu.net сообщал, что заключенному Ондару Кежику сокамерники в СИЗО-1 засунули кипятильник в задний проход. 

В начале 2021 года Центральный аппарат ФСИН отправил в Иркутскую область комиссию, после которой возбудили несколько уголовных дел. Представлявшие пострадавших правозащитники рассказывали, что их лишали возможности участвовать в производстве, признавая свидетелями.