Вербовщики «ЧВК Вагнера» начали по второму разу приезжать в колонии, но на войну соглашаются ехать гораздо меньше заключенных
С конца 2022 года вербовщики «ЧВК Вагнера» начали по второму разу объезжать российские колонии, откуда весной и осенью уже набирали заключенных для участия в войне, выяснила «Медиазона».
По словам осужденных, с которыми поговорила «Медиазона», теперь вербовка происходит в менее торжественной обстановке: вся колония больше не выстраивается на плацу, а создатель «ЧВК Вагнера» Евгений Пригожин не прилетает на вертолете.
Так, в декабре на встречу с вербовщиком в башкирской ИК-16 заключенные ходили по собственному желанию. «Когда он начал рассказывать, что вот сейчас ваши освобождаются, и им нужна замена, дискуссия началась у него с зеками. И один конкретный ему, как говорится в тюрьме, по глазам ударил, задал вопрос: "Сколько процентов в живых осталось из тех наших, которые уехали?". На этом он начал запинаться, ничего не мог ответить и вообще закончил свою речь», — вспоминает собеседник. По его словам, если в первый раз со всего региона уехали больше тысячи человек, то во второй — только 340.
В ИК-4 в Плавске под Тулой второй набор добровольцев прошел в ноябре, сказал еще один осужденный. По его оценке, в первый раз на войну записались около 300 человек, а во второй — в два раза меньше.
Правозащитник и бывший политзаключенный Иван Асташин писал, что вербовщики снова приезжают в лагеря Мордовии: «Второй раз представители ЧВК "Вагнер" посетили ИК-10 особого режима, где в этот раз в ряды армии Пригожина записались около 60 осужденных».
Создатель телеграм-канала «Житель МЛС» в декабре сообщал о «новом наборе» в смоленской ИК-6, карельской ИК-9 и челябинской ИК-1. «Медиазоне» он рассказал, что, по его информации, повторно приезжали и в колонию в Воронеже, в первый раз там забрали 107 человек, во второй — около 40.
«Житель МЛС» считает, что сейчас среди заключенных «больше скепсиса». Он связывает это со слухами о том, что половины уехавших воевать из их колонии уже нет в живых (при этом в некоторых случаях сообщения о гибели конкретных арестантов потом опровергали их родственники). Также, по его мнению, заключенные перестали верить обещаниям вагнеровцев из-за новостей в медиа и телефонных разговоров с завербованными.
«Последний раз [в конце прошлого года] связывался человек, который находится под Бахмутом. Он сказал, что жалеет, что поехал туда. Говорил, что 20% живые из тех, которые отсюда уехали», — говорит один из собеседников «Медиазоны». На этом фоне связанные с Пригожиным медиа начали рассказывать о заключенных, которые выжили в Украине и вернулись на свободу. В некоторых колониях вербовщики обещали привезти для агитации отвоевавших заключенных.
О начале вербовки на войну в российских колониях стало известно в июле прошлого года от самих заключенных. Вскоре открыто об этом стали говорить и в самой «ЧВК Вагнера». Заключенным Евгений Пригожин обещал деньги и освобождение после шести месяцев контракта, при этом он сразу предупреждал, что за дезертирство, мародерство, употребление наркотиков и алкоголя их расстреляют.
Сколько именно заключенных воюют в «ЧВК Вагнера», неизвестно. В ноябре «Медиазона» выяснила, что за сентябрь и октябрь 2022 года количество арестантов сократилось на 23 тысячи человек. После этого ФСИН два месяца не обновляла статистику, а в конце января выпустила новые данные: из них следует, что число заключенных перестало сокращаться после рекордного падения осенью — то есть темпы вербовки в «ЧВК Вагнера», вероятно, снизились.