Ridero попросил писательницу Машу Пушкину удалить из ее книги отрывок, где рассказывается о девушке художницы Саши Скочиленко
Ridero попросил писательницу Машу Пушкину удалить из ее книги отрывок, где рассказывается о девушке художницы Саши Скочиленко
7 марта 2023, 16:54

Онлайн-сервис Ridero попросил писательницу Машу Пушкину удалить из ее книги «Биполярники. Без масок» отрывок, где рассказывается о девушке художницы Саши Скочиленко, арестованной по делу о военных «фейков». Об этом Пушкина рассказала «Агентству».

Ridero прислал писательнице письмо, в котором говорится, что ей нужно отредактировать «контент», если она хочет, чтобы книга была представлена на платформе. Представитель сервиса уточнил, что речь идет о конкретных цитатах Скочиленко: «Сейчас я живу вместе с моей девушкой Соней. <…> Нас доконала гомофобия <…> Еще я мечтаю жениться на Соне и провести медовый месяц в Амстердаме».

Пушкина назвала действия Ridero «чистой самоцензурой». Писательница сказала, что издательство «Питер», которому она передала права на печатную версию книги, не отзывает тираж из магазинов. Кроме того, в произведении есть и другие упоминания ЛГБТ-отношений, но «Ridero выкопало этот отрывок и просит его удалить».

В декабре интернет-издательство Ridero объявило о проверке своей библиотеки с помощью нейросети, чтобы выявить ЛГБТ-книги и снять их с продажи. Позже выяснилось, что нейросеть обучалась с помощью принадлежащего «Яндексу» сервиса «Толока», пользователям которого предлагали прочитать текст и указать, одобряется ли в нем «существование лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров», смена пола, зоофилия, некрофилия, идеи чайлдфри или инцест. В пресс-службе «Яндекса» сообщили, что отозвали это задание, сочтя его оскорбительным.

Как пишет «Агентство», после вступления в силу репрессивного закона о запрете «ЛГБТ-пропаганды» среди россиян всех возрастов Ridero также разослал авторам Ксении Нихельман, Константину Кропоткина Лене Климовой письма с просьбой отредактировать книги.

«Как мне править, если три моих книги исключительно о квир-людях, это квир-проза как она есть. Тут просто нет пространства для дискуссии», — говорил Кропоткин. Климова сообщила «Агентству», что сервис в итоге убрал пять ее книг, шестую она удалила сама. Ridero объясняет свои просьбы тем, что «предупреждает авторов и заботится о том, чтобы они по незнанию не совершили правонарушения».