Москвичу и магаданцу назначили штрафы в 500 тысяч рублей по уголовным делам о донатах ФБК
Москвичу и магаданцу назначили штрафы в 500 тысяч рублей по уголовным делам о донатах ФБК
18 августа 2023, 10:41

Двоим жертвователям ФБК, личности которых силовики выяснили из-за технического сбоя, зимой вынесли приговоры по делам о финансировании «экстремистской деятельности», выяснила «Медиазона».

Оба, по версии следствия, отправили пожертвования 5 августа 2021 года. Тогда ФБК, на следующий день после вступления в силу решения суда о признании их «экстремистской организацией», объявил о начале анонимного сбора донатов. Однако в первый день сбора в работе сервиса Stripe произошел сбой, и российские банки получили информацию о назначении платежей.

О первом уголовном деле за донат ФБК стало известно спустя год, 29 августа 2022 года, когда с обыском пришли к журналисту «Новой газеты» и сооснователю «Диссернета» Андрею Заякину из-за перевода в тысячу рублей. Он вскоре уехал из страны, несмотря на назначенные судом ограничения в передвижении. В материалах его дела «Медиазона» обнаружила, что благодаря сбою силовики установили имена еще пятерых жертвователей ФБК.

Из приговора 51-летнему магаданцу Алексею Коновалову стало известно, что к нему с обыском пришли за две недели до Заякина — 13 августа 2022 года. Из-за доната ФБК в 10 тысяч рублей ему в январе 2023 года назначили штраф в 500 тысяч рублей (часть 1 статьи 282.3 УК). Защита настаивала, что Коновалов отправил донат, когда лежал в областной больнице и из-за приема лекарств «не мог в полной мере осознавать и контролировать свои действия». Их довод отклонили.

Коптевский районный суд Москвы в декабре 2022 года оштрафовал 56-летнего Сергея Ширяева также на 500 тысяч рублей, рассказала «Медиазоне» пресс-секретарь суда Анастасия Васильева. Как считают силовики, москвич перевел ФБК 5 тысяч рублей. В суде он вину не признал.

Попали ли под уголовное преследование трое остальных человек, установленных следствием одновременно с Заякиным, неясно. По данным «Медиазоны», двое из них находятся за границей, но в базу розыска внесены не были. Из этого можно предположить, что дела против них не были возбуждены. О судьбе третьего ничего не известно: он не упоминается ни в картотеках судов, ни в списках объявленных в розыск.