Суд назначил 14 лет пленному украинцу по делу об участии в крымскотатарском батальоне; он говорил, что попал на фронт из колонии в Украине
Южный окружной военный суд в постоянном судебном присутствии в Донецке назначил 14 лет лишения свободы 32-летнему Никите Кучеру по делу об участии в террористическом сообществе (часть 2 статьи 205.5 УК). Об этом «Медиазоне» сообщили в пресс-службе суда.
Первые три года Кучер проведет в тюрьме, оставшийся срок — в колонии строгого режима. По версии следствия, Кучер воевал в составе 48-го отдельного штурмового добровольческого батальона имени Номана Челебиджихана, добавили в пресс-службе.
В перечень «террористов и экстремистов» уроженца города Чудное Житомирской области в Украине внесли в феврале 2025 года. В утечках из базы данных полиции Украины есть указание на то, что в январе того же года Кучера внесли в список без вести пропавших в Житомирской области.
Пророссийский ютуб-канал SaveUkraine1313 в январе 2025 года опубликовал видео с названием «БОЕЦ ВСУ В РУССКОМ ПЛЕНУ: Кучер Никита Андреевич, 48 ошб». Дата рождения, которую сообщает мужчина, совпадает с той, что указана у Кучера из перечня «террористов и экстремистов».
На видео мужчина говорит, что «сидел в тюрьме» до того как попасть на фронт в Украине.
«Там приезжают в месяц один раз, два раза, — говорит он. — Разные бригады приезжают. И — кто хочет. Я не шел, не шел, не шел… мне еще осталось сидеть немного. Меня вызвали в штаб. [Далее переходит на украинский язык] И мне хозяйка — хозяйка это начальник тюрьмы — говорит: "Идешь воевать?" Я говорю, нет. "Смотри, я тебе сейчас беру 309-ю статью, и тебя везут на раскрутку". Раскрутка — это еще добавят срок. "И 115-ю. Из двух одно. Идешь служить?". Нет. Нормально, побили немного. На второй день опять та же процедура. И все, я пошел служить».
ютуб-канал SaveUkraine1313, скриншот
По словам Кучера, потом его отвезли в Киев, а затем в Запорожье, где выдали форму и бронежилеты. «Я говорю, я с автомата — никогда в жизни в руках не держал — я даже стрелять не умею», — говорит на видео он. Названия села, под которое его привезли командиры, Кучер вспомнить не может.
Украинских командиров на видео Кучер называет «пидорасами», а взявших его в плен российских военных — «русскими людьми», добавляя, что он «ничего не может сказать плохого про Россию».
Батальон имени Номана Челебиджихана — это крымскотатарское вооруженное формирование Украины, созданное в начале 2016 года. Батальон получил свое название в честь Номана Челебиджихана — первого председателя правительства Крымской народной республики и муфтия Крыма.
В июне 2022 года Верховный суд России признал батальон Номана Челебиджихана террористической организацией и запретил его деятельность на территории страны.
Украинские заключенные стали отправляться на войну в составе ВСУ в мае 2024 года, после того как Владимир Зеленский подписал закон о мобилизации. Ходатайства заключенных рассматривает суд: на фронт не должны быть отправлены осужденные за умышленное убийство, изнасилование, сексуальное насилие и преступления против основ национальной безопасности, а также фигуранты дел по коррупционным статьям. Кроме того, все кандидаты на условно-досрочное освобождение проходят медосмотр: заключенных с увечьями, больных ВИЧ или туберкулезом по закону должны отсеивать. К июлю 2024 года в украинскую армию мобилизовались около 3,8 тысячи бывших украинских заключенных, писала «Украинская правда».
Впервые о вербовке российских заключенных на войну стало известно в июле 2022 года. Глава «ЧВК Вагнера» Евгений Пригожин обещал осужденным деньги и освобождение после шести месяцев контракта. При этом, как предупреждал бизнесмен, за дезертирство, мародерство, употребление наркотиков и алкоголя их расстреляют.
В ноябре 2022 года «Медиазона» подсчитала, что за сентябрь и октябрь количество арестантов сократилось на 23 тысячи человек. Русская служба «Би-би-си» выяснила, что с сентября 2022 года заключенных вербовало еще и Минобороны, набирая штурмовыми в добровольческие отряды «Шторм Z».
Как и вербовщики «ЧВК Вагнера», представители ведомства обещали «полное помилование со снятием судимости из баз данных» после полугода службы, а также зарплату «150-200 тысяч рублей» в месяц и восстановление военных званий и льгот для тех, кто был лишен их по решению суда. По данным Русской службы «Би-би-си», зачастую российские суды не признают участвующих в войне экс-заключенных военнослужащими, так как они подписывали письменные «согласия» на участие в войне в качестве добровольцев, а не заключали контракт напрямую с Минобороны.