26 раз приостанавливалось и 11 раз прекращалось уголовное дело о гибели от действий милиционеров ученого-экономиста Кирилла Щиборща
26

раз приостанавливалось и 11 раз прекращалось уголовное дело о гибели от действий милиционеров ученого-экономиста Кирилла Щиборща

Источник: фонд «Общественный вердикт»
17 апреля 2015, 9:00

Российский ученый-экономист Кирилл Щиборщ погиб в 2006 году от черепно-мозговой травмы, перелома ребер и других повреждений, полученных им в собственной квартире. В течение девяти лет родственникам Щиборща не удается добиться возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников спецназа МВД, которые пытались задержать 37-летнего мужчину и, предположительно, сильно избили.

Кирилл Щиборщ — известный экономист, автор книг для финансовых менеджеров и студентов экономических вузов «Анализ хозяйственной деятельности предприятий России», «Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России» и других работ.
В 2001 году у молодого ученого (тогда Щиборщу было 32 года) появились симптомы серьезного психического расстройства — параноидной шизофрении с бредовым симптомом. Состояние усугублялось тем, что Щиборщ отказывался лечиться. В 2003 году он развелся с женой, и болезнь стала прогрессировать. Ученого несколько раз помещали на принудительное лечение в стационар. Он продолжал работать в аудиторской компании, но, по отзывам коллег и знакомых, вел себя странно: разговаривал сам с собой и вымышленными персонажами, принимал воображаемых гостей. В бредовом состоянии Щиборщ проявлял подозрительность и агрессию по отношению к родителям: считал, что они ему не родные и хотят избавиться от него, поместив в психиатрическую лечебницу. 
В 2005 году ученый отказался от приема препаратов, заявив, что здоров. 7 июля 2006 года отец Кирилла Щиборща получил очередное направление на его госпитализацию в психиатрический стационар и сам вызвал милицию, чтобы она помогла доставить сына в больницу. Сотрудники ОВД «Нагатинский затон» приехали в квартиру Щиборща без сопровождения медиков и попытались задержать его самостоятельно. 
Ученый, находившийся в бреду, встретил их с ножом в руке. Когда один из милиционеров направил на него пистолет, Щиборщ ударил его ножом, оцарапав грудь и порезав палец. После этого сотрудники милиции вызвали своему коллеге «скорую», а для задержания Щиборща — отряд милиции специального назначения (ОМСН).
Сотрудники в масках и со щитами штурмовали кухню, где забаррикадировался перепуганный невменяемый Щиборщ. Психиатрической «скорой помощи» или других медиков на месте не было. По итогам операции ученый оказался весь в крови и колото-резаных ранах: в руках у него были ножи и, предположительно, часть ранений он нанес себе сам, кроме того, на кухне была разбита балконная дверь, Щиборщ падал на ее осколки. Один из осколков повредил яремную вену на шее. Кровью были залит балкон, кухня и лестничная клетка. Из квартиры Щиборща выносили завернутым в одеяло. Его доставили в ГКБ №7, где ученый впал в кому и скончался.
Как установили медики, помимо колотых и резаных ранений, у Щиборща было сломано пять ребер и имелась открытая черепно-мозговая травма. Серьезными повреждениями, которые могли привести к смерти, медики признали два ранения: порез на шее с повреждением яремной вены и травму черепа.
За девять лет расследования было проведено несколько судебно-медицинских экспертиз, пришедших к взаимоисключающим выводам: одни эксперты заключили, что смерть Щиборща могла наступить от травмы черепа, другие решили, что ученый скончался от кровопотери. Ряд экспертиз приходит к выводу, что травма черепа была получена от ударов некими предметами — предположительно, тяжелыми ботинками. Другие эксперты полагают, что так разбить голову Щиборщ мог и от падения на какой-либо выступающий предмет.
Среди других фактов, о которых рассказывала мать погибшего, — она убеждена, что его, закованного в наручники, забили до смерти сотрудники милиции, — упоминалась обнаруженная на кухне отломанная ножка стола с прилипшими волосами Щиборща. Также мать сообщила, что соседка по лестничной клетке рассказала ей о применении насилия к ее сыну, но отказалась от своих слов после того, как с ней поговорили неизвестные мужчины в штатском.
Первое уголовное дело о гибели Кирилла Щиборща было возбуждено заместителем Симоновского межрайонного прокурора в августе 2006 года по статье 108 УК РФ (убийство при превышении мер, необходимых для задержания лица) и по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия, оружия и спецсредств и причинением тяжких последствий), но было приостановлено. С тех пор родственники погибшего и их представители ежегодно получали отказ в возбуждении уголовного дела и вновь обжаловали его. В начале апреля 2015 года фонд «Общественный вердикт», представляющий интересы семьи Щиборща, подал в Генпрокуратуру жалобу на 11-е постановление об отказе в возбуждении дела с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
По делу Щиборща уже есть решение Страсбургского суда — ЕСПЧ обязал Россию выплатить семье погибшего экономиста 49 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и материального ущерба. Европейский суд не сделал однозначных выводов о виновности милиционеров, однако признал, что было нарушено право Щиборща на жизнь и право заявителей — его родителей — на эффективное расследование и правовую защиту. В решении ЕСПЧ по делу Щиборща отмечается, что милиционеры в нарушение российских законов пытались госпитализировать психически больного человека в отсутствие медиков, а сами не имели соответствующей подготовки. «Единственным адекватным выходом было бы прекратить любые усилия по его задержанию до прибытия психиатрической помощи», — говорится в документе.