Вечером в воскресенье Национальный антитеррористический комитет (НАК) сообщил, что в одной из квартир дома 5, строение 3 по Стрельбищенскому переулку в Москве задержана группа людей, готовивших террористический акт. На время проведения спецоперации из подъезда эвакуировали около ста жильцов.
В квартире, по сообщению НАК, были задержаны около десяти человек и изъято взрывное устройство мощностью до пяти килограмм в тротиловом эквиваленте. Как пишет «Коммерсант», оно состояло из десятилитрового пластикового ведра, наполненного смесью аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Взрывное устройство имело детонатор, который должен был инициировать его подрыв после звонка на прикрепленный к нему старый телефон Nokia.
ФСБ опубликовала видео, на котором оперативники входят в квартиру и задерживают нескольких человек. На видео также показано самодельное взрывное устройство (или же его компоненты) в стиральной машине.
В ФСБ заявили, что двое задержанных показали на допросе, что они готовили теракт в общественном транспорте. «В ходе оперативного опроса двух задержанных стало известно, что они планировали осуществить теракт в общественном транспорте Москвы. Для организации и осуществления теракта главарями бандподполья им были выделены финансовые средства и переданы компоненты СВУ», — рассказали в Центре общественных связей ФСБ.
Сначала источники сообщали, будто трое из задержанных — сирийцы. Позже появились сообщения о том, что они граждане России, однако несколько из задержанных якобы воевали в Сирии на стороне «Исламского государства». По сведениям «Коммерсанта», задержаны были десять выходцев из Средней Азии, которые являются сторонниками партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», признанной в России террористической организацией. Они были задержаны не только в Стрельбищенском переулке, но и по нескольким другим адресам. По данным издания, все они были разнорабочими и посещали собрания одной из ячеек «Хизб ут-Тахрир».
По словам источника «Интефакса», не всем задержанным будут предъявлены обвинения: «Официально к уголовной ответственности будет привлечено не более пяти человек из числа задержанных».
В России «Хизб ут-Тахрир» признана террористической организацией; Верховный суд запретил ее деятельность еще в 2003 году; российские мусульмане регулярно подвергаются уголовному преследованию по обвинениям в принадлежности к этой партии.
Руководитель информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский говорил «Медиазоне», что партия была запрещена с нарушениями российского законодательства, а сами обвинения в причастности «Хизб ут-Тахрир» к террористической деятельности и приверженности соответствующей идеологии ничем не подтверждены.
«Партия принципиально не террористическая, это является фундаментальным ее основанием, на котором они разошлись, в частности, с "Братьями-мусульманами"», — считает Верховский.
При этом эксперт называет правомерным возможный запрет действительно ведущей радикальную пропаганду «Хизб ут-Тахрир» как экстремистской организации и возможное преследование ее членов по экстремистским статьям. «Но когда их судят за вовлечение в террористическую деятельность или за подготовку к госперевороту, то это неправомерно, потому что они этого не делают, — объяснял Верховский. — Обвинение даже особо не пытается в таких делах доказывать, что они готовили теракт или обсуждали его, потому как считает, что раз партия запрещена как террористическая, то само членство в ней уже и есть террористическая деятельность».
Lifenews со ссылкой на источники в правоохранительных органах пишет, что полицию в Стрельбищенский вызвала одна из жительниц подъезда, которая пожаловалась на то, что на лестничной площадке недалеко от ее квартиры стоят несколько мужчин. По ее словам, мужчины были одеты в черную форму и что-то обсуждали вполголоса. Женщина не слышала разговора, однако произнесенное одним из подозрительных людей слово «детонатор» привлекло ее внимание. Как уточняет издание, прибывшие на место полицейские выяснили, что мужчины были сотрудниками ФСБ, которые как раз и проводили спецоперацию.
По данным «Московского комсомольца», квартира зарегистрирована на 58-летнего Андрея Р., который работал в 190-м финансовом отделе военных представительств Минобороны в то время, когда ведомство возглавлял Анатолий Сердюков (2007–2012 годы). Работает ли мужчина в Минобороны в настоящий момент, выяснить не удалось.
Жильцы дома рассказали изданию, что квартира на последнем этаже, где проходила спецоперация, постоянно заселялась «лицами азиатской национальности», причем жильцы постоянно менялись.
«Московский комсомолец» поговорил с Еленой, женой владельца квартиры, которая утверждает, что жилье они не сдавали, а «дали пожить знакомым мужа, мы их знаем с 1999 года». «В феврале ребята сами попросили у нас разрешить пожить их знакомому из Чечни Саиду с женой Сабиной и маленькой дочкой. Мой 24-летний сын разговаривал с Саидом. Сказал мне, что это полковник ГРУ. Оформляли ему разрешение на парковку в районе. По словам сына, машина Саида марки «Хаммер» оценивается едва ли в 4 млн рублей!» — рассказала Елена изданию.
Однако в сентябре «Саид позвонил и попросил на время его отпуска в Турции разрешить дать ключи от квартиры своему племяннику Мусе», именно Муса, по словам женщины, и жил в последнее время в квартире. Само помещение, как она рассказывает, это «крошечная квартирка в 30,7 квадратных метров при жилой площади в 18,1».
«Московский комсомолец» уверяет, что редакции известна фамилия Саида и что «его полный тезка — действительно подполковник, служил в Чечне в милиции, но едва ли имеет отношение к ГРУ».
В суд поступило три материала в отношении Межидова Мохмада Юнусовича,
Ашаева Эльмана Аубакаровича и Байсултанова Аслана Месерхоевича, сказал «Медиазоне» секретарь суда.
Межидов подозревается по части 3 статьи 222 УК (незаконное приобретение, хранение оружия организованной группой), Ашаев — по части 1 статьи 30, пункту «а» части 2 статьи 205 УК (приготовление к совершению террористического акта, группой лиц), части 3 статьи 222 УК и части 3 статьи 223.1 (незаконное изготовление взрывчатки организованной группой), Байсултанов — по части 1 статьи 30, пункту «а» части 2 статьи 205, части 3 статьи 222, части 3 статьи 223.1.
Задержанные доставлены в суд, перед залом большое скопление журналистов и около десяти оперативников в одинаковых куртках «СУ ФСБ России 3 отдел». Прессу в зал пока не пускают.
В клетке Аслан Байсултанов — молодой парень с очень короткой бородкой.
Заседание по избранию меры пресечения проводит судья Елена Галиханова.
Байсултанов Аслан, родился 12 декабря 1989 года, уроженец Грозного, ранее не судим, зарегистрирован на улице Шекспира в Грозном, среднее неоконченное образование, женат, официально не работает, два сына — одному два года, второму три месяца, устанавливает личность задержанного судья.
Следователь ФСБ Плунгин: уголовное дело по факту приготовления к терактам было возбуждено 12 октября.
По версии следствия, 3 октября Байсултанов в Грозном получил указания о совершении взрыва в Москве; некто Шамиль Чергизов на железнодорожном вокзале Грозного передал ему детонатор и компоненты взрывчатого вещества, которые он железнодорожным транспортом привез вместе с Ашаевым в Москву и вместе с Межидовым хранил в квартире на Стрельбищенском.
Теракт Байсултанов и подельники намеревались совершить в интересах самопровозглашенного Исламского государства и в целях «дестабилизации общественно-политической обстановки в России», устрашения ее населения и воздействия на органы власти. Террористы якобы добивались «принятия властью России решения о прекращении участия вооруженных сил в операциях против Исламского государства».
Дело о предполагаемой группе террористов, возбужденное 12 октября, было соединено с расследованием другого уголовного дела, еще 3 июля 2014 года возбужденного в Чечне по статье 208 УК (создание или участие в незаконном вооруженном формировании). Расследование этого первого дела неоднократно продлевалось, в поступивших в суд материалах есть постановление о розыске Байсултанова от 10 октября, перечисляет материалы судья Галиханова.
Следствие ходатайствует об аресте подозреваемого.
«Я был вынужден приехать в Москву с данным веществом, так как…» — начал было говорить Байсултанов, но судья его оборвала: сейчас решается только вопрос о мере пресечения.
Судья удаляется на решение. Назначенный адвокат задержанного Наталья Аникина не подает голоса.
первый Байсултанов Аслан, зарегистрирован в Грозном pic.twitter.com/yLA1dQI45o
— маша борзо (@mborzunova) 13 октября 2015
Интерфакс назвал имя организатора подготовки теракта в Москве. Он объявлен в розыск http://t.co/RgGA3kbX18
— РБК (@ru_rbc) 13 октября 2015
Межидов был задержан 12 октября. В отличие от двух других фигурантов дела, он подозревается только в незаконном хранении взрывчатки (часть 3 статьи 222 УК).
суд арестовал 20-летнего Мохмуда Межидова до 12 декабря. он обвиняется только в незаконном хранении оружия pic.twitter.com/5q7zJCduso
— маша борзо (@mborzunova) 13 октября 2015