Сегодня утром издание Baza сообщило о задержании по «московскому делу» 32-летнего Павла Новикова.
По данным Baza, Новикова задержали утром 29 октября и доставили на допрос в главное управление Следственного комитета. Источники издания рассказали, что допрос шел до двух часов ночи.
«Следствие подозревает его в нападении на сотрудника полиции с бутылкой во время одной из протестных акций лета этого года», — сказано в сообщении без уточнения, о какой именно акции идет речь.
Baza написала, что следователи собираются просить об аресте Новикова.
Позже «ОВД-Инфо» сообщило, что сегодня в 16:30 в Басманном суде пройдет заседание по вопросу об избрании меры пресечения Новикову. Его интересы будут представлять адвокаты международной правозащитной группы «Агора» Татьяна Молоканова и Федор Сирош.
Согласно протоколу допроса 32‐летнего москвича Павла Новикова (есть в распоряжении «Медиазоны»), его подозревают в том, что 27 июля в Столешниковом переулке он один раз ударил пластиковой бутылкой, в которой была вода, по голове полицейского кинолога А.Л. Широкого, на котором при этом был шлем, а затем еще раз ударил его этой бутылкой по правому предплечью. Была ли защита на плече, не уточняется. Полицейский в результате почувствовал физическую боль.
На допросе Новиков отказался давать показания. Адвокат Федор Сирош сообщил «Медиазоне», что его подзащитный не признает вину.
В зале появляется судья Евгения Николаева. Обвиняемый называет личные данные: Новиков Павел Владимирович 1987 года рождения, средне-специальное образование. Неофициально трудоустроен. Закончил Московский государственный медико-стоматологический университет по специальности ортопедия и стоматология. Не судим, служил.
Новиков говорит, что живет с родителями-пенсионерами, которым больше 60.
У адвоката Федора Сироша ходатайство. Он просит выпустить обвиняемого Павла Новикова из клетки, чтобы не нарушать его права и он мог советоваться с защитниками. Судья спрашивает, есть ли что-то еще у защиты. Тогда адвокат Татьяна Молоканова просит приобщить документы о том, что у семьи Новикова есть жилплощадь, а мать не против того, чтобы он находился дома в случае домашнего ареста.
Также Молоканова просит отложить заседание, чтобы защита успела предоставить все характеризующие материалы, в том числе документы о состоянии здоровья родителей.
Следователь Антон Рястос выступает против того, чтобы выпустить Новикова из клетки на время заседания и отложить процесс; против приобщения документов он не возражает. Прокурор Васильев кратко повторяет позицию следователя.
Судья Николаева приобщает характеризующие материалы о Новикове, но из клетки его не выпускает, а вопрос о том, продлить ли срок задержания на 72 часа, решит позже.
Следователь Антон Рястос выступает с ходатайством об аресте Новикова. В период с 11 до 15 часов у дома номер 6 в Столешниковом переулке Новиков нанес полицейскому-кинологу Широкому два удара бутылкой с жидкостью по голове и по руке, отчего тот почувствовал физическую боль, читает Рястос.
Обвиняемый Павел Новиков был задержан 29 октября, 30 октября ему предъявлено обвинение. По словам следователя, он признал вину. Кроме того, вина подтверждается другими материалами дела.
Следователь перечисляет стандартные доводы о том, почему обвиняемого необходимо отправить в СИЗО — он официально не трудоустроен, «противопоставлял себя сотрудникам полиции и другим», находясь на свободе, может скрыться или угрожать иным участникам дела. Он просит арестовать Новикова на два месяца, до 30 декабря.
Судья Евгения Николаева журит следователя Рястоса за то, что он просит арестовать Новикова до 30 декабря, хотя он был задержан 29 октября. То есть на один день больше, чем два месяца, как сказано в ходатайстве. Следователь говорит, что это опечатка.
Прокурор поддерживает ходатайство об аресте, ссылаясь на «социальное положение» обвиняемого и на то, что он не трудоустроен официально.
Судья спрашивает мнение обвиняемого Новикова о ходатайстве. Тот говорит, что у него есть заявление, и начинает вспоминать, как его задержали.
— Я абсолютно был не готов, меня выдернули в семь утра с кровати, — говорит Новиков.
Он утверждает, что за ним пришли 30 человек; ничего не объясняя, они ворвались в квартиру после того, как им открыли дверь.
Затем Новиков поговорил с силовиками о том, как у него будет проходить обыск, позднее его доставили в ИВС. Судья несколько раз просит его уточнить, в чем суть заявления, но Новиков продолжает рассказывать — наконец, он доходит до того, что у него не было доступа к адвокату по соглашению.
— То, что я подписал, не имеет вообще ничего общего с реальностью, — говорит он.
— То есть вы вину не признаете?
— Не признаю.
Теперь выступает адвокат Татьяна Молоканова. Она просит не удовлетворять ходатайство следствия, так как ее подзащитный не собирается скрываться. Кроме того, у него есть устойчивые социальные связи. Она упоминает родителей, за которыми он ухаживает, и просит рассмотреть возможность домашнего ареста.
Адвокат Федор Сирош поддерживает коллегу. По его мнению, следователь в ходатайстве об аресте указало только то, что необходимо ему. Например, следствие не упоминает, что Новиков служил в 2010-2011 годах в военно‐морском флоте.
Сирош просит рассмотреть вопрос об отложении заседания на 72 часа; в случае отказа — домашний арест или более мягкую меру пресечения.
Адвокат Татьяна Молоканова снова встает с места — она просит исключить из материалов дела экспертизу видео. Видимо, речь о портретной экспертизе видео с митинга. По ее мнению, анализ видеозаписи проведен с нарушениями.
Судья Николаева переходит к изучению материалов дела — как и в делах прочих фигурантов, первые страницы занимают одинаковые постановления о возбуждении дел по 212-й и 318-й статьям, постановления о создании следственной группы и так далее.
Листая материалы дела, судья упоминает заявление Новикова о том, что у него нет соглашения с адвокатом и он просит следователя обеспечить его защиту. Представителем Новикова по назначению был адвокат по фамилии Зотов.
Следом характеризующие материалы: на учете в психоневрологическом диспансере не состоит, не судим, по месту жительства характеризуется положительно.
Судья Николаева зачитывает свое постановление. Ходатайство обосновано и подлежит удовлетворению, читает судья. Она соглашается с доводами следствия и говорит, что обвиняемый может вступить в контакт с «неустановленным соучастником».
По решению Николаевой новый обвиняемый по «московскому делу» Павел Новиков арестован на два месяца, до 29 декабря.
Сразу после заседания следователь Антон Рястос зачитал Новикову уведомление об окончании следствия, сообщил «Медиазоне» адвокат Сирош. Уже завтра защиту начнут знакомить с материалами дела.