Первый суд над российским военным в Украине. День третий
20 мая 2022, 11:07
Первый суд над российским военным в Украине. День третий

Вадим Шишимарин в Соломенском районном суде Киева. Фото: Viacheslav Ratynskyi / Reuters

В Соломенском районном суде идет третий день процесса над 21-летним российским военнослужащим Вадимом Шишимариным, обвиняемым в убийстве жителя поселка Чупаховка в Сумской области 28 февраля.

Накануне супруга погибшего сказала суду, что подсудимый заслуживает высшей меры наказания, но при этом она и не против, если его обменяют на украинских военнопленных. Шишимарин на суде сказал, что выстрелил в Шелипова под давлением неизвестного ему военнослужащего, старшего по званию. «Я выстрелил, чтобы от меня отстали», — сказал он.

В суде находится корреспондент украинского издания «Ґрати», который ведет онлайн. С разрешения коллег «Медиазона» оперативно передает их сообщения из суда для российских читателей.

Читать в хронологическом порядке
11:08
20 мая

Дело об убийстве мирного жителя села Чупаховка Сумской области 28 февраля в Соломенском районном суде Киева начали рассматривать по существу 18 мая. Согласно обвинительному заключению, 21-летний российский военнослужащий Вадим Шишимарин совершил убийство по приказу старшего по званию после того, как колонну их техники разбили.

Адвокат Шишимарина Виктор Овсянников во время своего выступления попросил коллегию судей «подходить к этому делу с холодной головой» и не руководствоваться только чувствами, ведь «Украина, в первую очередь, правовая страна».

На заседании 19 мая выступила потерпевшая — супруга погибшего Екатерина Шелипова. Она рассказала, что ее супруг утром 28 февраля решил съездить в другую часть села — посмотреть на воронку, которая образовалась от взрыва танка. Затем она услышала выстрелы и выглянула за калитку, увидев проезжающий мимо автомобиль с Шишимариным на заднем сиденье. Спрятавшись во дворе, женщина спустя какое-то время снова выглянула на улицу — и увидела тело своего убитого мужа.

— Он для меня был всем. Он был моим защитником. Я прожила с ним как за каменной стеной, никогда и никому он не отказывал, — утирая слезы, говорила женщина.

Отвечая на вопросы потерпевшей, Шишимарин признал вину и сказал, что заслуживает высшей меры наказания. В машине, по словам Шишимарина, в момент убийства Шелипова находились он и рядовой Мальтисов, прапорщик Макеев, неизвестный ему военнослужащий и старший лейтенант Калинин, он был в багажнике. Он добавил, что не хотел убивать Шелипова и выстрелил в мужчину, чтобы «от него отстали». По его словам, приказ выстрелить в Шелипова ему отдал тот самый неизвестный ему военнослужащий.

Шелипова согласилась, что подсудимый заслуживает высшей меры, но добавила, что не против, если его обменяют на украинских военнопленных.

Ссылка скопирована!
11:08
20 мая

Также на суде 19 мая выступили двое свидетелей. Сосед Шелиповых Игорь Дейкон подтвердил обстоятельства гибели Александра Шелипова. Сослуживец Шишимарина, рядовой Иван Мальтисов, подтвердил, что ему и остальным военнослужащим приходилось выполнять приказы старших по званию. Однако отдавший приказ выстрелить в Шелипова военнослужащий, по его словам, также ему не знаком.

19 мая суд также рассмотрел письменные и вещественные доказательства обвинения. Среди последних — телефон убитого и оружие российских военнослужащих. В тот же день начались прения — однако адвокат Виктор Овсянников попросил отложить заседание для подготовки к ним.

Ссылка скопирована!
11:34
20 мая

Процесс продолжается. В прениях выступает адвокат Виктор Овсянников.

— Мы имеем уникальную возможность принять участие в судебном процессе по обвинению в нарушении прав и обычаев войны, — говорит он. — Уникальность этого дела в том, что обвиняемый не только гражданин иностранного государства, но и кадровый военный.

Он говорит, что считает необходимым детально изучить показания и доказательства. Овсянников попросил суд обратить внимание на обстоятельства, которые предшествовали событиям в поселке Чупаховка 28 февраля.

Адвокат рассказывает, что российским военнослужащим командиры сказали, что они зайдут на территорию Украины на три дня. Лично Шишимарин не принимал участие в боевых действиях до 28 февраля, когда командир части дал приказ сформировать колонну и доставить раненых в Россию.

Куфакова и Шишимарин, и Мальтисов упомянули в своих показаниях как неизвестного. Вместе с ними, а также Макеевым и Калининым, он сел в машину после того, как российскую колонну разбили. Следствие установило его фамилию, но не смогло выяснить его звание. Ему примерно 25-30 лет, он из подразделения разведки. Шишимарин воспринимал его как офицера.

Ссылаясь на статьи 33, 34, 35 и 37 российского воинского устава, адвокат подчеркивает, что в российской армии установлено единоначалие. То есть младшие по званию должны беспрекословно подчиняться и выполнять указания старших.

— Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих, — цитирует устав адвокат и делает вывод, что, таким образом, Шишимарин обязан был выполнять приказы офицера.

Шишимарин слушает речь адвоката, стоя в углу стеклянного бокса, наклонив голову к переводчице.

Вадим Шишимарин. Фото: Татьяна Козак, Ґрати

Ссылка скопирована!
11:54
20 мая

Далее Овсянников пересказывает последовательность событий, предшествовавших убийству Шелипова: то, как российскую колонну техники разбили, а выжившие поделились на группы — та, в которой был Шишимарин, угнала автомобиль у гражданского лица, повредив левое переднее колесо.

— Уважаемый суд, обращаю внимание, что у автомобиля повреждено колесо и только что произошло боевое столкновение, — восстанавливает события Овсянников. — Обращаю внимание, что Шелипова первым увидел прапорщик Макеев, он был за рулем. Он же первым приказал Шишимарину убить гражданского, но Шишимарин отказался. После чего это же ему приказал сделать Куфаков — он вновь отказался. После тот начал давить на Шишимарина, что гражданский сообщит о них в ВСУ. И только после этого Шишимарин выстрелил.

Адвокат говорит, что Шелипов не представлял угрозы, но просит оценить обстановку, в которой произошло убийство.

— Автомобиль с пятью людьми двигается со скоростью 40-50 км в час, у него повреждено колесо. Можно ли в такой обстановке сделать прицельный выстрел? Было ли у Шишимарина намерение убить Шелипова? Можно ли в таких условиях — в сидячем положении у окна машины — сделать прицельный выстрел?

Мы можем сделать вывод, что у Шишимарина не было намерения убить человека, а приказ он выполнял формально, надеясь, что не попадет, — говорит адвокат.

Ссылка скопирована!
12:04
20 мая

— Хочу обратить внимание на личность моего подзащитного, — продолжает адвокат. — Шишимарин — из многодетной семьи, где, кроме него, четверо детей. Даже после вторжения единственное его боевое столкновение — при сопровождении колонны. Он добровольно сдался в плен. Это нужно учитывать.

Овсянников говорит, что у Шишимарина не было намерения совершить преступление, в котором его обвиняют — он лишь хотел сохранить свою жизнь.

— Не будем забывать, что лейтенант Калинин самоустранился, видимо под влиянием того же Куфакова. Допросить его нет возможности. Лично я считаю, что на скамье подсудимых сейчас должны находится Макеев, Калинин и Куфаков, а не этот парень. Но двух первых, как мы вчера узнали, уже обменяли. На войне не бывает типовых ситуаций. Основная цель правосудия — разобраться в том, что случилось. Одно дело, когда преступление совершено с прямым намерением, а другое — когда это произошло случайно. Важно оценить внутреннее отношение Шишимарина к происходящему.

Овсянников говорит, что Шишимарин не виновен в преступлении по статье «Нарушение правил и обычаев войны, совмещенные с убийством», в котором его обвинили.

— Он не отказывается от того, что стрелял и убил человека, — говорит Овсянников. — Если он понял, что убил человека, то какой ему смысл сдаваться в плен? Прошу оправдать моего подзащитного.

Овсянников заканчивает свое выступление.

Ссылка скопирована!
12:12
20 мая

В прениях очень коротко выступает сам Шишимарин.

— Я искренне раскаиваюсь в том, что я сделал, — говорит он. — В тот момент я нервничал, шли боевые действия, и не хотел убивать. Но так случилось… Впоследствии я понял, что лучше сдаться в плен.

В ответ на это прокурор Ярослав Ущапивский выступает с репликой.

— Если уж вы цитируете воинский устав РФ, то там нет пункта, что военный может убить гражданское лицо. Шишимарин осознавал приказ убить человека и выполнил его, три-четыре раза выстрелив из автомата. Мог ли он выстрелить не столько [раз], а стрелять единичными? Или выйти из машины и забрать телефон у Шелипова? Он умышленно убил гражданского.

Судья объявляет последнее слово подсудимого. Речь Шишимарина еще короче, чем в прениях — он еще раз извиняется за убийство.

На этом суд заканчивает работу. Приговор объявят в 12:00 23 мая.

Ссылка скопирована!

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке