Блиновская называет себя «мотивационным спикером». Свои «марафоны», на которых люди составляли «карты желаний», она стала продавать еще в 2015 году. С каждым годом ее аудитория становилась все больше — блогерка даже вела свое телешоу на телеканале ТВ-3, учрежденном мэрией Петербурга. Получала Блиновская и деньги от государства — так, «Фонд кино» выделил 25 млн рублей на фильм про «марафоны желаний», одним из продюсеров которого она выступала.
О возбуждении уголовного дела стало известно 27 апреля прошлого года, на следующий день после выступления Блиновской на огромной площадке «ВТБ-Арены». После этого Блиновская попыталась скрыться — она купила билет в Ташкент, а сама на Maybach вместе с водителем и охранником поехала в Беларусь, где ее задержали. В загородном доме Блиновской оперативники нашли множество люксовых автомобилей, а в ходе расследования выяснилось, что блогерка оформляла имущество на своих родственников. На допросе Блиновская признала свою вину.
В решении налоговой есть сумма требований — это порядка 1,4 млрд рублей. Пока Блиновская не выплатила эту сумму.
Большинство сидящих в зале слушателей общаются между собой и мало интересуются Блиновской, они не похожи на ее родных и близких. Вероятно, это практиканты, которых обычно собирают в районных судах, чтобы заполнить зал на резонансных слушаниях.
Сама Блиновская ожидает начала заседания, глядя прямо перед собой, пока адвокат Наталья Сальникова прямо в зале изучает ходатайство Следственного комитета об отправке ее подзащитной в СИЗО.
Следователь Минасов напоминает, что дело против Блиновской возбуждено 26 апреля 2023 года. Сегодня ей предъявили новые обвинения.
«Свою вину Блиновская признала частично», — говорит следователь, хотя ранее адвокат Сальникова рассказывала, что ее подзащитная вину отрицает. Возможно, следователь имеет в виду все обвинения, а не только сегодняшние — о неправомерном обороте средств платежей (часть 1 статьи 187 УК).
Минасов продолжает: по его словам, 23 декабря 2023 года Блиновская, «цинично пренебрегая» запретами суда, провела «новогоднюю вечеринку», о которой написали СМИ.
В числе гостей, по его словам, была свидетель по уголовному делу Асмолова.
Следователь добавляет, что теперь Блиновскую обвиняют по статье 187 УК, на которую не распространяется запрет об отправке предпринимателей в СИЗО.
«[Блиновская] организует по месту своего жительства различные массовые мероприятия… встречается с неограниченным кругом лиц», — констатирует следователь сложившуюся ситуацию.
По его мнению, в своем признании вины Блиновская «проявляет неискренность»: то есть она говорит, что признает вину, но потом утверждает, что ничего противоправного не делала.
Ущерб, по версии СК, Блиновская также не торопится компенсировать.
Следственный комитет просит суд отправить Блиновскую в СИЗО до 26 апреля 2024 года.
Адвокат Блиновской Наталья Сальникова требует представить доказательства проведения вечеринки. Следователь Минасов парирует, что свидетель Асмолова сама рассказала об этом на допросе.
Виктория Асмолова — гендиректор одной из компаний, где учредительницей числится Блиновская.
Как уточняет следователь, на допросе Асмоловой не уточнялось, что она свидетельница и не может общаться с Блиновской.
Адвокат продолжает полемику со следователем по поводу истинных причин требования отправить ее подзащитную в СИЗО.
— На всякий случай, что ли? — уточняет защитница.
— Необходимость такая.
Стороны продолжают обсуждать необходимость ареста. Следователь не смог объяснить стороне защиты, что изменилось за несколько дней — совсем недавно СК обратился в суд, чтобы дежурно продлить домашний арест, заседание должно было состояться послезавтра.
Судья Устинов переходит к перечислению материалов, которые следствие принесло в суд.
Из документов, оглашенных судьей Устинова следует, что в качестве свидетеля Асмолова была допрошена еще 11 августа 2023 года — за четыре месяца до вечеринки.
Помимо этого в материалах описаны результаты оперативно-разыскного мероприятия «Наведение справок» по поводу вечеринки. Это означает, что оперативники не сами следили за домом Блиновской, а узнали об этом, например, из публикаций СМИ.
После вечеринки к Блиновской пришел инспектор ФСИН, которая контролирует соблюдение правил домашнего ареста. Она подтвердила, что провела вечеринку и отказалась отвечать на вопросы по поводу общения со свидетельницей Асмоловой.
Когда исследование материалов заканчивается, выступает адвокат Сальникова. Она отмечает, что еще в апреле 2023 года, когда ее подзащитной назначали домашний арест, судья запретил Блиновской общаться с неопределенным кругом лиц.
Поэтому еще тогда защитник попросила конкретизировать, с кем Блиновской нельзя общаться.
«О том, что госпожа Асмолова является свидетелем по уголовному делу, и мне, и госпоже Блиновской, моей подзащитной, стало известно только 27 декабря 2023 года», — уверяет адвокат.
С ее слов, в тот день ее и Блиновскую вызвали на очную ставку с другим человеком, но в коридоре оперативник упомянул, что Асмолова проходит свидетельницей по делу.
Сегодня, 22 января, в СК им объявили о новых обвинениях по статье о неправомерном обороте средств платежей. Дело, согласно документам, возбуждено сегодня же в 9:15 по сегодняшним же рапортам.
«[С начала рабочего дня] за 15 минут было принято решение о возбуждении дела», — говорит адвокат, настаивая, что за такое время нельзя было вынести суждение о причастности Блиновской.
Все происходящее адвокат Сальникова называет «искусственным утяжелением обвинения». Под «средствами платежей» следствие подразумевает электронные ключи «банк-клиент» для перечисления денег.
Сама адвокат Сальникова говорит, что сама она ничего о вечеринке не слышала и не читала. А в доме с большой семьей, как у Блиновской, «постоянно происходит какое-то движение».
Блиновская уже оплатила по претензиям следствия 55 миллионов рублей, говорит адвокат. Признание вины она также называет настоящим, а не «формальным», как о нем говорил следователь.
Следствие же, по словам адвоката, игнорирует заявления защиты по поводу использования изъятых денег и арестованного имущества для погашения ущерба и налоговой недоимки.
«Складывается впечатление, что задача следствия — не найти истину по делу, а в том, что, действительно, наверное, существуют перегибы в действиях определенных лиц… всем известно о "голой" вечеринке. Но не надо сравнивать!» — призывает она.
Адвокат Сальникова заверяет суд, что Блиновская не позволяла себе никаких нарушений домашнего ареста, которые можно было бы сравнить с вечеринкой Анастасии Ивлеевой.
Новые обвинения в адрес Блиновской адвокат называет бездоказательными. При этом факт общения со свидетелем Блиновская не отрицает.
Защитница просит учесть, что Блиновская не судима, не может скрыться, так как в России вся ее большая семья.
«Никакого цинизма по отношению к происходящим событиям у моей доверительницы нет», — продолжает адвокат и напоминает, что Блиновская готова погасить любую сумму, назначенную судом, но экспертиза еще не закончена. Адвокат просит судью не отправлять Блиновскую в СИЗО.
Теперь выступает Блиновская:
«Я не знаю, извиняюсь, мне очень тяжело концентрироваться. Мне сказал адвокат, что нельзя просить о таком, поэтому я сейчас соберусь с мыслями.
Прошу прощения, что я так. Значит, по делу, по существу, главная претензия ко мне, что общалась со свидетелем по делу. В период с 2019-го по 2021 год мы вообще с ней находились в качестве знакомых, и никаким образом не соприкасались, тем более по данному уголовному делу. Поэтому у меня вообще не было в голове даже такого факта, что она может быть лично свидетелем. Это очень важно.
И действительно, то, что я нигде не подписывала, я не знала, что она является свидетелем по этому уголовному, у меня не было возможности узнать, что я нарушаю закон».
Блиновская говорит, что свидетель Асмолова не имеет никакого отношения к налоговым вопросам. При этом именно она организовывала вечеринку 23 декабря. Однако Асмолова не имела отношения к продаже тренингов и марафонов.
Судья Устинов продолжает задавать вопросы.
— До проведения вечеринки интересовались, она является свидетелем?
— Нет, не интересовалась.
— Почему?
— Мне это даже в голову не приходило.
Адвокат Сальникова снова вступается за подзащитную и рассказывает, что Асмолова в прошлом году была с ней в одном гражданском процессе и никак не намекнула даже, что проходит свидетелем по делу. Следователь Минасов в завершение добавляет, что вечеринка не была согласована со следователем: «Какая проблема была отправить список участников, чтобы проверить, проходит по делу или нет?».
В речи и вопросах следователя можно услышать намеки на то, что Блиновская пыталась скрыть факт присутствия Асмоловой на вечеринке. Ни на одной фотографии, опубликованной в СМИ, именно Асмоловой нет — только все остальные.
Блиновская объясняет, что фотографии с вечеринки не должны были стать публичными. «Они вышли через одну девочку, она из другого города к нам приехала, и, возможно, ее не предупредили», — объясняет Блиновская.
«Все хотели, чтобы эта вечеринка была максимально закрытая», — подчеркивает она.