17 августа 2023 года как минимум у 15 наблюдателей на выборах в нескольких регионах России, которые были связаны с «Голосом», прошли обыски по делу Мельконьянца, а его самого на следующий день отправили в СИЗО.
Юриста обвинили в организации работы «нежелательного» движения ENEMO. Как рассказывал адвокат Михаил Бирюков, доказательствами этому следствие посчитало два выступления наблюдателя на заседаниях в ЦИК.
«В материалах, которые следователь представил в суд для избрания меры пресечения, содержатся довольно интересные документы. Так, например, сбор материалов на непосредственно Григория Мельконьянца начался <…> в мае этого года, и основанием <…> послужил рапорт нашего старого по Москве знакомого Леши Улыбки — Алексея Окопного», — рассказал Бирюков.
В рапорте сотрудника Центра «Э» Окопного и двух его коллег говорилось о связи «Голоса» с европейской ассоциацией наблюдателей ENEMO, которую в 2021 году Генпрокуратура признала «нежелательной» организацией.
Когда ENEMO признавали «нежелательными», ассоциации «Голос» уже не существовало, а одноименное общественное движение не состоит в ENEMO, да и не может считаться «организацией» — у него нет юрлица.
На заседание пришли представители Евросоюза, Франции, Германии, Новой Зеландии и другие дипломаты. Кроме них в суд пришли пятеро журналистов, художник и слушатели, которые хотят поддержать Мельконьянца. Также в суде сегодня председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков. В общей сложности начала заседания ожидают около 20 человек.
Государственное обвинение в деле Мельконьянца представляет прокурор Екатерина Фролова, которая участвовала во многих политических делах, в том числе, в суде над Алексеем Навальным по делу о «клевете на ветерана».
Как только по коридору повели Мельконьянца, все затихли. Он зашел в зал в полной тишине.
В зал попали пятеро дипломатов, пятеро журналистов и четверо слушателей. Судья Евгения Николаева заходит в зал, когда они еще рассаживаются. Адвокат Бирюков просит дать ему еще пять минут, чтобы пообщаться с подзащитным. Судья обрывает его и говорит, что они пообщаются «в процессе».
До начала суда Михаил Бирюков просит допустить в дело общественного защитника Юлию Островскую. Она рассказывает судье Николаевой, что у нее высшее юридическое образование, она работает в РАН и имеет опыт работы в судах. Судья отдельно спрашивает, знает ли Островская уголовный процесс. Та отвечает утвердительно.
Прокурор Фролова протестует: у Мельконьянца уже было два адвоката — Бирюков и Ева Корнейчик (сейчас ее нет на заседании). Допуск Островской гособвинитель считает «злоупотреблением правом на защиту».
Судья Николаева допускает Островскую как защитника.
До начала процесса адвокат Бирюков просит перенести дело в Тверской суд, так как на его территории находится здание Центризбиркома, где выступал Мельконьянц. Это выступление, в том числе, легло в основу уголовного дела.
Прокурор Фролова отвечает, что местом совершения преступления считается другое здание — перед выступлением Мельконьянц отправлял документы в ЦИК из офиса «Голоса» в Елоховском проезде, который ближе к Басманному суду.
После 15 минут в совещательной комнате судья Николаева возвращается без решения по ходатайству защиты и просит адвоката Бирюкова уточнить формулировки. Она намекает, что защита дала неверную ссылку на закон — на статью 35 УПК. Бирюков настаивает на своих формулировках. Тогда судья Николаева отвечает, что у нее нет оснований для вынесения постановления, по сути отказывая в переносе процесса.
Затем ассоциация «Голос» и связанные с ней движения были объявлены иностранными агентами и ограничены в праве участвовать в мониторинге выборов. В итоге ассоциация «Голос» была ликвидирован в 2016 году. В обвинении сказано, что «Голос» получал деньги из Госдепа и других государственных структур США, а также от ENEMO.
Весной 2022 года в Златоусте, Нижнем Новгороде и Волжском суды по индивидуальным делам отдельных координаторов установили, что «Голос» входил в структуру ENEMO. Из этого следствие сделало вывод, что и Мельконьянц действует от лица нежелательной европейской организации.
В июне 2022 года Мельконьянц отправил электронное письмо в ЦИК. Затем он выступил в здании ЦИК на круглом столе по электронному голосованию. В обоих случаях он действовал как представитель «Голоса».
«При этом Мельконьянц имел возможность прекратить незаконную деятельность», — читает прокурор.
Гособвинитель Фролова хочет сначала зачитать письменные материалы дела, а затем допросить свидетелей. Мельконьянц имеет право давать показания в любой момент, но просит, чтобы ему дали выступить в самом конце, как это обычно и происходит.
Прокурор Екатерина Фролова начинает читать материалы дела.
Первым идет рапорт в СК от 2022 года о том, что в действиях «Голоса» замечены «признаки преступления» — участия в ENEMO.
В перечисляемых рапортах из Центра «Э» «участие» «Голоса» и Мельконьянца в ENEMO подается как установленный факт со ссылкой на уже упомянутые решения судов в регионах по протоколам об административных правонарушениях.
Например, в мае 2022 года Златоустовский городской суд признал Константина Саватеева виновным по статье 20.33 КоАП за участие в ENEMO через «Голос» и оштрафовал его на 5 тысяч рублей.
Этот и еще два административных штрафа использованы как основные доказательства в деле Мельконьянца.
К делу приложены электронные письма от 6 и 11 июня 2022 года в ЦИК и расшифровки выступления Мельконьянца и других участников мероприятий 7 июня (круглый стол в ЦИК) и 16 июня (встреча Эллы Памфиловой с политологами).
В качестве примеров переписки Мельконьянца с ЦИК от имени «Голоса» приводятся еще несколько электронных писем.
Мельконьянц в клетке Басманного суда внимательно слушает, какие документы перечисляет прокурор Фролова. Так, доказательством преступления гособвинитель считает его статью «Электронная демократия — средство повышения доверия к выборам» 2016 года.
В мае 2023 года, за три месяца до задержания Мельконьянца, старший оперуполномоченный ЦПЭ провел осмотр сайта «Голоса», где заметил заголовок «Наша цель — свободные и честные выборы в России».
Протокол осмотра объемный, но прокурор Фролова решает ограничиться оглашением только этой детали.
Оперативники ЦПЭ также составили множество рапортов о том, в каких мероприятиях участвовали Мельконьянц «и другие».
В основу одного из административных протоколов в Нижнем Новгороде положено заключение экспертов от января 2022 года.
Перед экспертами был поставлен вопрос: входят ли в ENEMO движение «Голос» и отдельные его координаторы? Эксперты сослались на выборы мэра Тбилиси 2021 года, за которыми по линии ENEMO наблюдали представители «Голоса». И ответили, что «Голос» и тогда, и на момент экспертизы входил в европейскую организацию.
Прокурор Фролова продолжает перечислять доказательства.
В конце мая 2023 года оперативник ЦПЭ при помощи лингвиста зашел на сайт ENEMO и нашел там упоминания и ссылки на «Голос».
17 августа 2023 года во время обыска дома у Мельконьянца нашли дипломы и удостоверения как самого подсудимого, так и его теперешней общественной защитницы Юлии Островской, отдельно подчеркивает прокурор Фролова. А именно, редакционное удостоверение газеты «Голос» на ее имя.
Переходя к очередному тому, прокурор Фролова перечисляет суммы, полученные от различных иностранных организаций как самим Мельконьянцем, так и Островской.
По поводу Островской гособвинитель с особым выражением зачитывает, что, как установило следствие, она когда-то переводила деньги одному из участников подрыва памятника Николаю II в Подольске в 1998 году.
Это было зафиксировано, так как осужденный до 2014 года числился в перечне террористов.
Зачитывая очередной протокол осмотра сайта организации ENEMO, прокурор Фролова отмечает, что адрес страницы о «Голосе» находится в подразделе Member (участник).
«Хм-хм», — громко и отчетливо произносит гособвинитель, намекая, что причастность «Голоса» к ENEMO очевидна, и, выдержав паузу, перелистывает следующий документ.
В документах об объявлении «Голоса» «иностранным агентом» прокурор Фролова оглашает широко известную деталь — иностранным финансированием Минюст счел перевод на сумму «около 200 рублей» от гражданки Армении по фамилии Манукян.
На краткое оглашение материалов 13 томов уголовного дела у прокурора Фроловой уходит чуть меньше полутора часов. Она просит закончить на сегодня и продолжить в другой день, когда придут свидетели.
Судья Николаева откладывает процесс до 12:00 9 октября.