17 августа 2023 года как минимум у 15 наблюдателей на выборах в нескольких регионах России, которые были связаны с «Голосом», прошли обыски по делу Григория Мельконьянца. На следующий день юриста самого отправили в СИЗО.
Мельконьянца обвинили в организации работы «нежелательного» движения ENEMO. Как рассказывал адвокат Михаил Бирюков, доказательствами этому следствие посчитало два выступления наблюдателя на заседаниях в ЦИК, рапорт о них пришел следствию от центра «Э».
В рапорте сотрудника Центра «Э» Алексея Окопного и двух его коллег говорилось о связи «Голоса» с европейской ассоциацией наблюдателей ENEMO, которую в 2021 году Генпрокуратура признала «нежелательной» организацией.
Когда ENEMO признавали «нежелательными», ассоциации «Голос» уже не существовало, а одноименное общественное движение не состоит в ENEMO, да и не может считаться «организацией» — у него нет юрлица.
Первое заседание суда состоялось 27 сентября, на нем участники процесса заслушали обвинительное заключение. Основными доказательствами в деле Мельконьянца стали решения судов, штрафовавших координаторов «Голоса» по протоколам об участии в «нежелательной» организации.
На заседании 9 октября суд допросил замглавы Мосгоризбиркома Дмитрия Реута. Он негативно отозвался о деятельности движения «Голос», но назвал Мельконьянца хорошим специалистом по выборам и попросил суд назначить ему наказание «по отбытому».
Сегодня обвинение планирует допросить находящегося в кемеровском СИЗО координатора «Голоса» Сергея Пискунова, которого сейчас судят за деятельность «иноагента» и за развратные действия против несовершеннолетней.
Запланированное на 24 ноября заседание суда не состоялось, пока неизвестно, по какой причине.
Прокурор Екатерина Фролова начинает допрос и просит Пискунова рассказать о знакомстве с Мельконьянцем. «Мы состоим с ним в одном движении "Голос" и, можно сказать, являемся коллегами», — с готовностью отвечает тот и рассказывает, что они наблюдают за выборами. «До задержания я состоял в движении», — добавляет Пискунов.
Пискунов по просьбе гособвинителя рассказывает, как проводил учредительную конференцию регионального отделения «Голоса» в Кемеровской области в 2019 году.
«Он являлся для меня очень большим авторитетом, я уважал его», — говорит Пискунов о Мельконьянце.
Возникает замешательство. Прокурор Фролова пытается добиться от Пискунова информации, кто подписывал документы движения «Голос», но тот отвечает, что знает лишь про свое региональное отделение.
— Я вас спрашиваю про документы, которые в ваше региональное отделение поступали от движения «Голос»!
— Таких документов не поступало, не было.
По поводу объявленной «нежелательной» организации ENEMO Пискунов говорит, что впервые услышал об этом от координатора Романа Удота — эта европейская организация помогала с аккредитациями на иностранных выборах.
— Она как-то участвовала в российских выборах?
— Нет.
— Вы это можете стопроцентно сказать?
— Да, 100%, я бы как-то услышал об этом.
Ключевой вопрос от гособвинителя: был ли «Голос» структурным подразделением ENEMO? Пискунов отвечает быстро и однозначно: «Нет, не было, никаких документов я не видел».
Тогда прокурор Фролова спрашивает уже не про движение, а про ассоциацию «Голос», которая была юридически ликвидирована в 2013 году.
— Тождественны ли были ассоциация «Голос» и движение «Голос» в своей деятельности?
— Да, тождественны.
— Вышло ли движение «Голос» из [состава] ENEMO?
— Вопрос неправильный. Оно не состояло в ENEMO и выходить не могло.
Напоследок гособвинитель ожидаемо спрашивает, помнит ли Пискунов свой допрос у следователя и подписывал ли те показания.
«Следователь очень непонятно писал, какие-то каракули, насколько я смог понять — показания были верные», — отвечает Пискунов.
Так прокурор Фролова подводит к тому, что попросит огласить данные на следствии показания.
Допрос продолжает сторона защиты. Адвокат Михаил Бирюков еще раз фиксирует, что про первоначальную ассоциацию «Голос» Пискунов ничего не знает, так как десять лет назад не интересовался этим. Про движение «Голос» он узнал в 2017 году накануне президентских выборов.
Затем по просьбе адвоката Пискунов рассказывает, как после президентских выборов 2018 года по видеозаписям с участков фиксировал многочисленные нарушения, его статья об этом была опубликована на сайте «Голоса». Он подавал жалобы и обращался в полицию, СК, писал жалобы в суды.
«Реакции не было, даже если это было очевидно, если все понимали, [что] это нарушение. На следующих выборах подобных нарушений уже не было, либо членов [избирательных] комиссий [по-тихому] увольняли. Ну, они научились хотя бы бюллетени [в соответствии с законом] считать, [мы] хотя бы этого добились», — рассказывает Пискунов.
Адвокат Бирюков дежурно спрашивает, знает ли Пискунов что-то о намерениях Григория Мельконьянца действовать в интересах недружественных государств или против безопасности России. Тот коротко отвечает: «Нет».
Как и ожидалось, прокурор Фролова просит огласить письменные показания Пискунова, чтобы оттуда выяснить, «на чьей базе сформировалось движение "Голос" и о том, что движение находилось в составе ENEMO».
Мельконьянц протестует, так как свидетель только что сам все рассказал, как знает. Судья Николаева игнорирует его и разрешает зачитать показания.
Также гособвинитель зачитывает, как Пискунов описывает процесс регистрации в «Голосе» для компенсации проезда на региональные выборы, участие в проекте по просмотру видеозаписей с участков и в организационных мероприятиях движения.
Ключевой вопрос следователя по поводу ENEMO и ответ на него звучат так:
— Движение «Голос» входило в ENEMO?
— Первый раз я услышал об организации ENEMO в декабре 2019 года и до того, как ENEMO признали нежелательной организацией, никто о ней больше не вспоминал. О том что есть какие-то договоренности, я узнал потом из публичных источников, с региональными представителями «Голоса» это никак не обсуждалось.
Также на допросе Пискунов прямым текстом сказал следователю, что движение «Голос» создавалось «на базе» одноименной ликвидированной ассоциации.
После оглашения показаний Пискунов подтверждает, что так все и было. Тогда прокурор Фролова просит объяснить смысл фразы «сфомировано на базе ассоциации». Тот поясняет, что движение создали те же самые люди.
Адвокат Бирюков просит уточнить, видел ли Пискунов юридические документы, которые подтверждают, что движение создано на базе ассоциации. Тот отвечает, что не видел.
По просьбе судьи Николаевой Пискунов добавляет, что у него вообще не было доступа ни к каким учредительным документам.
На этом допрос Пискунова окончен, экран видеосвязи гаснет.
Прокурор Фролова просит пригласить в зал оперативника Сергея Бабыкина, который проводил оперативное мероприятие — осмотр сайта ENEMO.
В зал заходит молодой мужчина в рубашке и джинсах, он представляется оперуполномоченным по особо важным делам ГУ МВД по Москве.
Судья Николаева спрашивает Бабыкина, помнит ли тот вообще, о каких оперативных мероприятиях идет речь. «Очень примерно», — признается тот.
Тогда прокурор Фролова показывает Бабыкину добытый им скриншот сайта ENEMO из материалов дела. Адвокат Бирюков подходит ближе, чтобы проверить, что именно оперативник будет «вспоминать» из документов.
— Данный акт осмотра составлен вами?
— Да.
— Проходило указанное, назовем это, оперативно-розыскное мероприятие?
— Ну, да.
В мае 2023 года Бабыкин сначала осматривал сайт golosinfo.org, а потом enemo.org. «Шла переадресация на сайт enemo.eu», — объясняет он расхождения в названии страницы. Прокурор Фролова просит оперативника объяснить эту «особенность интернета».
Становится ясно, зачем оперативника вызвали в суд. В акте он написал, что осматривал сайт с адресом .org, но по факту попал на страницу .eu. То есть формально он осматривал не тот сайт, о котором написал. Бабыкин говорит, что уже не помнит, почему не уточнил этот технический нюанс.
— Использовали ли вы какое-то специальное средство?
— VPN.
— В связи с чем?
— Сайт-то заблокирован. Что я и указывал в акте.
Мельконьянц встает и говорит, что ключевое противоречие вообще в другом. В акте написано, что сайт enemo.org — это якобы сайт движения «Голос». Бабыкин в замешательстве:
— Я не понимаю суть вопроса.
— Прочитайте сами в акте, что вы написали.
Тогда адвокат Бирюков предъявляет оперативнику его акт, где под видом сайта «Голоса» указан скриншот enemo.org. «Затрудняюсь ответить», — смущается Бабыкин.
Прокурор Фролова просит оперативника все же прояснить, что он хотел осмотреть и что осмотрел. «Нужно было установить, что движение "Голос" входит в состав организаци ENEMO», — отвечает тот.
Дальше свидетель снова описывает процедуру получения доказательств. Он нашел на сайте ENEMO конкретные страницы, где написано, что «Голос» входит в их состав. «Был посыл такой», — простыми словами объясняет Бабыкин.
Адвокат Бирюков снова пытается добиться ответа, почему сайт enemo.org обозначен в акте как сайт «Голоса». Судья Николаева возражает, что свидетель уже объяснил — он нашел на ENEMO страницу, посвященную «Голосу». «Мне кажется, уже выяснили максимально», — вздыхает она.
— В акте ложные сведения! — протестует адвокат Бирюков.
— Это вы скажете в прениях, — хором отвечают гособвинитель и судья.
В коридоре суда адвокат Бирюков объясняет слушателям юридические тонкости линии защиты Мельконьянца. Ассоциация «Голос» была одним из учредителей ENEMO, но следствие настаивает, что движение и ассоциация — одно и то же. А значит, по версии следствия, движение «Голос» было структурным подразделением ENEMO и должно было в момент признания ее нежелательной прекратить свою деятельность. Защита настаивает, что даже ассоциация не была структурным подразделением ENEMO, а движение «Голос» тем более не имеет к ней отношения.