Анна Павликова и Мария Дубовик. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Две государственных организации по просьбе Следственного комитета искали и не нашли в материалах «Нового Величия» призывов и высказываний, которые можно было бы однозначно назвать экстремистскими. «Медиазона» ознакомилась с неожиданными выводами экспертов и пересказывает их содержание.
Какие вопросы задавали экспертам:
Первая из доступных в настоящий момент адвокатам экспертиз была проведена в Московском исследовательском центре (МИЦ) и окончена 3 октября 2018 года Следствие отправило в МИЦ целый пакет документов.
Под номером один в конверте лежала политическая программа «Нового величия», документ на двух страницах с подзаголовками «Создание временного правительства и организация честных выборов», «Полномасштабная люстрация», «Принятие новой Конституции», «Отмена приговоров по политическим статьям», «Уход от сырьевой экономики и масштабная модернизация».
Следом шел устав организации на четырех страницах — в нем прописаны цели «Нового величия» и ее устройство — положения о членстве, о делении на отделы, о позиции Лидера и о Верховном совете. Наконец, последний документ — проект решения Верховного совета «Величия»; он касается участия членов организации в митингах.
Кроме того, СК поручил экспертам изучить множество листовок, изготовленных организацией — например, «Есть Путин — нет России», «Путинскую шайку — долой», «Путинский режим падет», «Четвертый срок Путина — смерть народа» и им подобные.
Следователь поставил перед ними три вопроса: побуждают ли материалы «Нового Величия» к разрушительным, насильственным или дискриминационным действиям, оправдываются ли в текстах такие действия, и обвиняет ли организация кого-либо в чем-либо негативном?
Что они ответили следствию:
Заключение подготовили главный эксперт отдела комплексных экспертиз по особо важным делам психолог Мария Генген и замначальника этого же отдела лингвист Мария Кузнецовская.
Анализируя политическую программу «Нового величия», Генген и Кузнецовская пришли к выводу, что в ней содержится негативная оценка деятельности Путина и Медведева, но не более — никаких призывов к насилию или дискриминации, о которых спрашивал следователь, там нет.
Целью второго документа — устава «Нового величия» — было рассказать членам о структуре организации, решили исследователи; ничего предосудительного в нем также не обнаружили. О проекте решения Верховного совета эксперты написали почти то же самое: информирует, но ничего противоправного не оправдывает и не призывает к нему.
Листовки «Нового величия», согласно заключению экспертов, похожи на обычную предвыборную агитацию: в них содержится информация о политических взглядах членов, которые, очевидно, оценивают действующую власть крайне негативно. В листовке «Путинскую шайку — долой» и «Освободим Россию от путинской оккупации» Генген и Кузнецовская обнаружили призыв лишить указанных лиц власти; при этом, подчеркивают эксперты, речь не идет о насилии. В остальных листовках не найдено вообще никаких признаков, интересующих СК.
Психологический анализ тех же материалов выполняла уже одна Генгер. Она не ответила положительно ни на один вопрос следователя и лишь отметила, что устав «Нового величия» «не исключает» насильственных действий, но не призывает к ним.
Подводя итог исследованию, эксперты еще раз подчеркнули: все материалы «Нового величия» направлены на информирование о «Новом величии» и на критику действующей власти, но не на призывы к насилию или его оправдание.
Адвокат обвиняемой по делу Марии Дубовик Максим Пашков объясняет, что защита получила этот документ лишь в декабре — по его предположению, следствие скрыло его от адвокатов, так как получило неудовлетворительный результат.
В постановлении о проведении повторной экспертизы от 16 октября (тоже есть в распоряжении «Медиазоны») следователь Малюгин ссылается на самое первое заключение по делу, составленное еще в марте специалистами калужского Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики (НИЦСЭиК) по запросу Центра «Э» — первоначально именно они обнаружили «признаки пропаганды идеологии насилия» в материалах «Нового величия». Затем следователь пишет: вторая экспертиза дала другой результат, вопросы у СК не отпали, и для ответов на них нужны компетентные специалисты.
Какие вопросы задавали экспертам:
Следователь Малюгин направил в Министерство юстиции тот же пакет документов, что и в МИЦ. Первые три вопроса также дословно повторяли то, что было задано предыдущим экспертам. Четвертый, пятый и шестой вопрос чуть дополняли их, по сути ничем не отличаясь: оправдывают ли материалы «Нового величия» идеологию насилия, имеются ли в в них признаки побуждения именно к разрушительным действиям и к общественно опасным поступкам, способным воздействовать на власть?
Что они ответили следствию:
В первую очередь Минюст указал, что оснований для повторной экспертизы в постановлении следователя нет. Несмотря на это, министерство выделило для анализа «Нового величия» группу из четырех аналитиков. Руководить ей назначили ведущего государственного эксперта по психологии Людмилу Волохову и старшего государственного эксперта в области филологии Екатерину Крюк. Младшими сотрудниками на проекте стали заведующие лабораториями судебной психологической экспертизы Татьяна Скераж и заведующий лабораторией судебной лингвистики Виталий Кузнецов.
Сперва Крюк и Кузнецов провели лингвистический анализ. Выводы по каждому из пунктов очень похожи на те, что сделали их московские коллеги: в целом, «Новое величие» относится к власти негативно; основная цель документов и листовок — информировать об организации и взглядах ее участников. Ни в одном из материалов исследователи не нашли никаких призывов к насилию или дискриминации.
Психологи Минюста были чуть более жесткими, чем их предшественники: они указали, что устав «Нового величия» и листовки «Освободим Россию от путинской оккупации» и «Путинскую шайку долой» не исключают насилия, так как формируют у читателей «готовность действовать определенным образом, в том числе нарушать закон». Кроме того, эти же материалы направлены на лишение руководства страны — в первую очередь, Путина — власти, но без указания способа достижения цели.
Адвокат Пашков уверен, что этих выводов недостаточно для того, чтобы называть «Новое величие» экстремистским сообществом: «Экстремистское сообщество, по закону — это сообщество для планирования и совершения преступлений экстремистской направленности. Сейчас мы даже не знаем, что они по версии следствия планировали».
Пашков также говорит, что существует еще одна экспертиза — она проведена тем же калужским НИЦСЭиК. С ее содержанием защита пока подробно не знакомилась.
Дело «Нового величия»
Участников движения «Новое величие» — Марию Дубовик, Анну Павликову, Вячеслава Крюкова, Руслана Костыленкова, Сергея Гаврилова, Петра Карамзина, Максима Рощина, Дмитрия Полетаева, Рустама Рустамова и Павла Ребровского — обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем (части 1,2 статьи 282.1 УК). Следствие считает, что «Новое Величие» намеревалось захватить власть в Росиии и отменить Конституцию.
Обвиняемые познакомились между собой в телеграм-чатах в ноябре 2017 года, после стали встречаться вживую. На одну из встреч пришел информатор полиции Руслан Д, он и предложил собравшимся создать политическую организацию.
Молодых людей задержали 15 марта 2018 года. До задержания они успели несколько раз съездить в подмосковное Хотьково, где стреляли из ружья и бросали «Коктейли Молотова» и напечатать несколько десятков листовок.
Шестерых, включая Павликову и Дубовик, суд отправил в СИЗО, остальных — под домашний арест. В изоляторе у девушек начались проблемы со здоровьем, защита неоднократно просила избрать им другую меру пресечения. 15 августа в Москве прошел «Марш матерей» — митинг с требованием отпустить Дубовик и Павликову на свободу. На следующий день их перевели под домашний арест.
Руслан Костыленков — человек, которого следствие считает лидером «Нового величия», — рассказывал о побоях при задержании.
Исправлено 11 января в 15:20. В абзаце, в котором перечислялись вопросы от Следственного комитета Федеральному центру судебной экспертизы, был пропущен четвертый вопрос. Кроме того, уточнена формулировка шестого вопроса.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке
Власти Киевской области сообщили о ночной атаке дронов — погибли восемь человек