Фото: Дмитрий Ловецкий / AP
Прошедшие по всей стране 31 января акции в поддержку Алексея Навального поставили новый рекорд по задержаниям — в отделы полиции доставили более 5,6 тысячи человек. В этот раз силовики разгоняли митинги гораздо жестче, чем на прошлой неделе — в ход пошли электрошокеры, дубинки и даже угрозы оружием. «Медиазона» рассказывает о новой тактике подавления протеста, с которой пришлось столкнуться демонстрантам.
На акциях протеста 31 января в российских городах силовики били протестующих дубинками, толкали и пинали ногами.
Видео с потерявшими сознание задержанными публиковали «Новая газета» и «Проект». В Челябинске во время разгона митингующих избивали дубинками, 65-летней пенсионерке сломали руку. Били участников акции в Москве, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске и других городах. В Петербурге на акции избили журналиста Тимура Хаджибекова, несмотря на жилет с надписью «Пресса».
Активиста из Рязани, дальнобойщика, боровшегося с системой «Платон», Алексея Борисова при задержании 31 января избили до перелома ребер и разрыва легкого.
В воскресенье участники акции в Рязани собрались на площади Победы и пошли по Первомайскому проспекту в сторону площади Ленина, рассказывает активист, по обеим сторонам от них находились полицейские и нацгвардейцы. Когда митингующие дошли до гостиницы «Первомайская», из белого микроавтобуса «Форд», припаркованного на проезжей части, выскочили бойцы ОМОНа и схватили идущего во главе колонны Борисова.
«Я даже ничего понять не смог, настолько все было стремительно — меня схватили первым, заломали руки, закинули в этот микроавтобус, — вспоминает в разговоре с "Медиазоной" дальнобойщик. — Бросили на пол лицом вниз и сразу стали наносить удары. Сколько человек было, я не знаю, я ничего понять не мог. Били со всех сторон, потом дверь открылась, стали затаскивать людей — по-моему, еще двоих. Так как я на полу мешал, меня положили на сиденье вдоль, кто-то прижал голову лицом в сиденье, а кто-то продолжил избивать. Я слышал, что тех, кто за мной, тоже бьют, причем в момент, когда они избивали, они орали: "Кто вам платит? Сколько вам платят? Что вы сейчас орали, ну-ка повторите, че вы про Путина?"».
После избиения протестующих вывели из «Форда», перевели в автозак и отвезли в Железнодорожный РОВД. В автозаке активист почувствовал, что задыхается, поэтому в отделе сразу попросил вызвать скорую, сотрудники ответили: «Сейчас посмотрим, вызовем».
«Я так понял, никто скорую не вызывал. Когда народ собрали, они видят, что мне плохо, уже начали просить, — рассказывает Алексей. — Скорая приехала не раньше, чем через час, отвезла меня в травмпункт, там сделали снимок, посмотрели, ничего не поняли, решили меня отправить в ОКБ, здесь врачи полный осмотр провели, сделали снимок, сказали, сломано три ребра, легкое порвано, ссадина на голове, отколот зуб, ну и в итоге здесь меня оставили».
Ночью его опросил полицейский. «Все верно записал с моих слов и сказал, что в СК это подадут. Не знаю, чем это кончится, я не думаю, что кого-то сильно накажут за это. Честно сказать, мне все это напомнило то, что показывают в Беларуси — тоже микроавтобусы там видел часто, здесь тоже был микроавтобус с омоновцами, в каком-то бешенстве избивали, орали матом», — говорит Борисов.
В больнице активист, по прогнозам врачей, останется минимум на 10 дней.
Силовики массово применяли шокеры в Москве и Петербурге. Например, током били задержанного в Москве у театра Романа Виктюка участника митинга Сосо Глонти. Происходящее засняли журналисты «Настоящего времени» и «Коммерсанта» — на записи видно, что мужчина идет с полицейскими и не сопротивляется, после чего получает удар током в правое бедро.
Глонти рассказал «Медиазоне», что его ударили током «не меньше 15 раз». Он провел ночь в отделе, а 1 февраля он сообщил, что его и остальных задержанных привезли в Бабушкинский районный суд, им вменяют участие в несогласованной акции, создавшей помехи транспорту. Глонти написал корреспонденту «Медиазоны», что «многим дают аресты 5-10 суток» и перестал отвечать на сообщения.
Корреспондентка «Медиазоны» передавала, что шокеры активно применяли, разгоняя собравшихся в Москве на площади трех вокзалов около 17 часов. «Теснят протестующих и журналистов, и я слышу постоянно за спиной треск шокеров», — сообщала она. Спецсредства использовали и днем на улице Русаковской неподалеку от «Матросской тишины» — от удара током человек потерял сознание. То же самое произошло и в Петербурге — пострадавшего от шокера занесли в автозак без чувств.
Единичное сообщение о применении тока пришло из Владивостока. Местная ОНК пообещала проверить эти сведения.
На предыдущих акциях, как правило, задержания выглядели одинаково — человека выхватывали из толпы или хватали, когда он стоял один, и отводили или относили в служебный транспорт; иногда это сопровождалось ударами дубинок или кулаков. В этот раз к задержанным применили методы, которые используются при досмотре или конвоировании заключенных, либо при задержании во время спецопераций. Так, в Казани участников митинга уложили лицом в снег с руками за спиной; бойцы ОМОНа ходили между лежащими на земле людьми и кричали на них.
Как рассказал «Медиазоне» участник митинга в Казани Денис Волков, акция должна была состояться на площади у театра Камала в центре города, но поскольку место было оцеплено полицией, люди двинулись в сторону Кремля и дошли до площади Тысячелетия.
«В какой-то момент люди увидели автозаки и двинулись в сторону [улицы] Баумана — главной пешеходной улице Казани — по узкому проулку между входом в метро «Кремлевская» и зданием академии наук Татарстана. Там пытались пройти около 50 человек и вдруг по обоим концам этого проулка появились омоновцы, [крича] «Лицом в землю, всем лежать, на меня не смотреть!». Кому-то кричали: «Вы ******* [малолетки]!», несмотря на то, что в основном молодежи не было, все были взрослые», — говорит Волков.
Силовики попросили несовершеннолетних подняться, встали, по словам Волкова, человека три, их отвели в сторонку, остальным сказали «сесть на карачки» и продержали так еще 5-7 минут.
«Не знаю, применялось ли в этот момент насилие, мне послышалось несколько ударов дубинками, но я их не видел. Трудно оценить, сколько было омоновцев, потому что они требовали не поднимать глаза и не смотреть на них», — поясняет он.
С возвышенности у метро за происходящим наблюдали люди в жилетах журналистов — некоторые из них, как полагают участники акции, были сотрудниками Центра «Э», поскольку их видели выходящими из полицейских машин, в том числе митингующие, которые избежали задержания. В телеграм-канале «Открытки» публиковали видео, на котором полицейские кричат одному из них: «Ты че смотришь, ты, иди сюда! Ты че, жирный! Вниз спустился, сюда пришел! Я тебя щас сам спущу, иди сюда!»
В Москве задержанных на Ольховской улице ставили лицом к стене на растяжку — эту позу по требованию сотрудников ФСИН принимают заключенные перед досмотром.
В Петербурге полицейские вынудили задержанных на митинге идти к автозаку с руками за головой.
В Петербурге бойцы ОМОНа пытались напугать протестующих, стуча дубинками по щитам — такую тактику использовали, например, силовики в Беларуси. В ответ участники митинга начали аплодировать.
В Красноярске протестующих окружили плотным кольцом, после чего стали разводить по служебным автобусам.
Такую же тактику использовали силовики в Казахстане — во время митинга за честные выборы 10 января в Алматы активистов взяла в кольцо полиция; их не выпускали из оцепления несколько часов.
Во Владивостоке 36-летнему участнику митинга при задержании дважды выстрелили в ногу из травматического пистолета. Стрелял мужчина в штатском, который после этого передал его силовикам.
«После окончания акции я просто пошел гулять в сторону от города. И меня нагнал человек в гражданской одежде, который потребовал, чтобы я лег на лед. Я спросил: «Ты вообще кто? Ты полицейский или кто? С чего мне вообще выполнять твои распоряжения?». На что он достал пистолет, который по виду не отличался от боевого оружия и выстрелил в меня два раза, попав в обе ноги. После этого я понял, что с ним спорить бессмысленно и опасно, лег на лед. Он меня поднял, вывернул мне руку и так повел меня в сторону берега. Потом мы встретили еще несколько людей в гражданской одежде без всяких признаков того, что они сотрудники полиции. Только четвертый сотрудник показал мне удостоверение», — рассказал пострадавший изданию «Сибирь.Реалии».
Пресс-служба МВД по Приморскому краю поспешила сообщить, что ни травматическое оружие, ни электрошокеры к задержанным не применялись.
В Петербурге один из полицейских, участвовавших в разгоне акции, достал из кобуры табельное оружие и направил его на людей.
МВД сочло действия своего сотрудника верными. Позже стало известно, что суд арестовал участника митинга, которому полицейский угрожал пистолетом — по версии силовиков, арестованный толкнул полицейского, после чего тот и достал оружие. Против мужчины возбудили дело по статье о нападении на силовика.
Редактор: Мария Климова