«Сжимали мне кулаки, угрожали, что будут ломать пальцы и кисти рук». Задержанные после протестов москвичи вспоминают ночь в ОВД «Донской»
Дмитрий Швец|Юлия Сугуева
«Сжимали мне кулаки, угрожали, что будут ломать пальцы и кисти рук». Задержанные после протестов москвичи вспоминают ночь в ОВД «Донской»
3 февраля 2021, 21:12

Здание ОВД «Донской». Фото: Александр Щербак / ТАСС

2 февраля, когда суд отправил Алексея Навального в колонию на 2 года и 8 месяцев, в Москве задержали почти 1200 человек, вышедших на акцию в поддержку политика. Некоторых протестующих избивали не только во время задержания, но и после — в отделах полиции. «Медиазона» поговорила с людьми, оказавшимися в ОВД «Донской», где некоторых задержанных били, одной из девушек надевали на голову пакет, и каждого принуждали пройти дактилоскопию и показать силовикам все свои переписки в мессенджерах. 

В день, когда Симоновский суд решил отправить в колонию оппозиционера Алексея Навального, в Москве были задержаны больше тысячи человек. Задержания продолжались с раннего утра, когда процесс еще не начался, до поздней ночи, когда толпы силовиков отлавливали в темных переулках сочувствующих Навальному, избивали и отправляли в автозаки.

Один из таких автозаков, переполненный молодыми людьми, чуть позже 22:00 остановился у ОВД «Донской» на Севастопольском проспекте. Сначала из машины в отдел повели молодых людей, потом — девушек, их было три.

«Там было два эшника. Нас по очереди уводили из актового зала, в которым мы были вместе, к ним в кабинет, — вспоминает в разговоре с "Медиазоной" один из задержанных Алексей Смирнов. — Один из эшников был еще ничего, второй был погрубее, он пытался применить силу, первый его останавливал. Заставили разблокировать телефоны, я ему показал свой телеграм и список контактов, и он переписал всех моих спам-ботов за последний месяц. Не знаю, что он с ними будет делать. Я получил удар в живот, что-то такое, если честно, трудно вспомнить, это было очень поздно, и ты уже в таком состоянии».

Несмотря на полученный удар в живот, Смирнов говорит, что с ним «все прошло более-менее мирно»: он не видел избиения других задержанных, но слышал крики из других помещений, об этом же «Медиазоне» говорит Денис Басковский, он слышал крики «Убивают» около четырех часов ночи.

Другой задержанный, Кирилл Нефедов, посчитал, что из 17 человек в том автозаке были избиты семеро — те, кто отказывался по первому требованию силовиков пройти дактилоскопию и разблокировать телефон.

Один из них — журналист Никита Гирин — рассказал об этом «Новой газете»: «В отделе жестили: попинали, телефоны отняли, пальцы откатали, объяснительные сотрудникам центра «Э», допрос как свидетелей по уголовному делу о блокировании улиц и нарушении санитарных норм».

Задержанный Андрей Румянцев рассказал «ОВД-Инфо», что силовики ударили его в солнечное сплетение за отказ разблокировать телефон и угрожали «переломать» его, если не будет выполнять их требования. Задержанного Дениса Миськова полицейские били ногами во время досмотра, а при составлении протокола его несколько раз ударили по голове за то, что задает «слишком много вопросов».

При этом избивали, судя по свидетельствам задержанных, как молодых людей, так и девушек, одна из них — Алена Китаева, волонтерка штаба Любови Соболь — давней соратницы Алексея Навального.

Алена Китаева. Фото из личного архива

Китаева рассказала «Медиазоне», что ее пытали в ОВД «Донской» пакетом и избивали, чтобы выяснить пароль от телефона. Девушка назвала силовикам код после того, как ей начали угрожать электрошокером.

«Учитывая то, что они мне уже надели пакет на голову и начали меня бить, я сказала пароль от телефона. У телеги (телеграма — МЗ) не было пароля. Я не знаю, в какие соцсети они заходили, но я предполагаю, что во все, что можно», — рассказала Китаева.

Китаева утверждает, что один из силовиков несколько раз ударил ее ногами и толкал стул так, чтобы девушка падала.

«Пакет был из "Пятерочки", такой белый с красной биркой. Он у них лежал на полке, видимо, у них был как-то заготовлен. Удушения именно не было, но меня держали, трясли, нагибали голову», — вспоминала она.

Адвокат «ОВД-Инфо» Сергей Тельнов сообщил «Медиазоне», что в Симоновском районном суде, куда повезли всех задержанных из ОВД «Донской», Китаевой вызвали скорую. «Госпитализировать ее отказались, но что-то зафиксировали. Били очень аккуратно, я так понял, и надевали пакет, так что следов особо нет, кроме крайне бледного вида, фиксировать особо нечего. Я считаю, что нужно подавать заявление на действия сотрудников полиции в Следственный комитет, но мы это еще не согласовывали», — пояснил защитник.

Вместе с Аленой Китаевой была задержана ее сестра Саша; она рассказала «Медиазоне», что поначалу отказалась сдавать отпечатки пальцев, тогда ее начали запугивать, скрутили руки за спиной и прижали лицом к столу. «Сжимали мне кулаки, чтобы я их разжала, угрожали, что будут ломать пальцы и кисти рук. Насильственно намазали эту черную мазь на пальцы, приложили листок», — вспоминает Саша. После этого девушка посоветовала Алене не сопротивляться при проведении дактилоскопии. Третья девушка, которая провела ночь в ОВД «Донской», пообещала поговорить с корреспондентом «Медиазоны» позже — пока что она опасается предавать историю огласке из-за предстоящего суда: большинству из того автозака вменяют участие в несогласованной акции, создавшей помехи транспорту, предполагающую до 15 суток ареста.

«Медиазона» направила в пресс-службу столичного управления МВД просьбу прокомментировать многочисленные сообщения о пытках в ОВД. В дежурной части отдела на вопрос о том, как прошла ночь, предложили обратиться в пресс-службу УВД по Южному округу Москвы — там на звонки не ответили.

Стефан Бенедикт, тоже попавший в ОВД «Донской», сообщил, что его не били, но угрожали, заставили подписать чистый протокол и провели через те же процедуры, что и других задержанных: насильно сняли отпечатки пальцев и сфотографировали. Узнав, что у молодого человека двойное гражданство, полицейские сообщили, что с ним побеседует сотрудник ФСБ, и потом с ним действительно общался «какой-то человек».

«Ощущение какой-то антиутопии», — говорит Бенедикт. Утром 3 февраля его и других доставленных в ОВД «Донской» привезли в Симоновский районный суд.

Часть заседаний уже прошла. По словам Кирилла Нефедова, дела нескольких задержанных рассмотрели без адвокатов и всем назначили административные аресты — от одних до 12 суток. Бывшего корреспондента «Новой газеты» Никиту Гирина арестовали на 14 суток по статье о повторном нарушении правил митинга.

Редактор: Мария Климова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке