Андрей Заякин (справа). Фото: @KazanUni / Twitter
Басманный районный суд назначил запрет определенных действий Андрею Заякину — сооснователю сообщества «Диссернет» и редактору дата-отдела «Новой газеты», который стал обвиняемым в финансировании экстремистской организации за пожертвование Фонду борьбы с коррупцией. «Медиазона» рассказывает, кто такой Андрей Заякин и что известно об уголовном деле против него.
«Диссернет» определяет себя как «вольное сетевое сообщество экспертов, исследователей и репортеров, посвящающих свой труд разоблачениям мошенников, фальсификаторов и лжецов». Созданное в 2013 году, это объединение годами искало плагиат в научных работах, написанных от имени политиков и чиновников. Например, в 2016 году эксперты объявили, что выявили некорректные заимствования в диссертациях 51 депутата Госдумы.
Хотя Заякин и часто выступал представителем «Диссернета», другой сооснователь группы исследователей, Сергей Пархоменко, подчеркивает, что Заякин много чем занимался: он физик, специалист по теории струн, много работал в разных европейских научных организациях, был редактором дата-отдела «Новой газеты».
После начала войны с Украиной и прекращения выхода «Новой газеты» ее сотрудники находятся в отпуске с сохранением зарплаты, параллельно выходит «Новая газета. Европа», куда Заякин тоже пишет.
Заякин давно не ограничивается изучением плагиата в диссертациях, и публикации его касаются в том числе фальсификаций на выборах. Пресс-секретарь «Новой газеты» Надежда Прусенкова обращает внимание, что он последовательно критиковал электронное голосование. Сергей Пархоменко считает, что Заякин стал фигурантом уголовного дела «по совокупности заслуг». Основатель и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов не стал комментировать дело, уточнив, что у него и так уже много штрафов, но добавил, что «под рост Заякина шконок еще нет».
Статья Заякина о проблемах электронного голосования в «Новой газете. Европа» вышла 28 августа — в этот же день он был задержан. Главный редактор издания Кирилл Мартынов, оговариваясь, что версии строить сложно, считает, что причиной возбуждения дела могла стать именно деятельность Заякина в рамках «Диссернета» — публикациями о плагиате он мог нажить много влиятельных врагов.
В частности, «Диссернет» много внимания уделял плагиату в диссертации Владимира Мединского, который на момент публикаций занимал пост министра культуры, а сейчас имеет статус помощника президента России и после начала войны неожиданно стал главой российской делегации на переговорах с Украиной.
Помимо прочего, сообщество высказывалось об уголовном преследовании ученых, в том числе защищало Дмитрия Колкера, обвиненного в государственной измене и умершего в СИЗО, куда его отправили с онкологическим заболеванием.
«"Диссернет" существует каждый день с момента своего рождения ранней весной 2013 года в условиях каких-нибудь поползновений и угроз. Именно поэтому "Диссернет" никогда не был зарегистрирован ни в качестве какого-нибудь юридического лица, благотворительной организации или чего-то еще. Это просто сеть и больше ничего, потому что каждый день кто-нибудь собирается "Диссернету" оторвать яйца, отрезать голову или еще что-нибудь вроде этого, бесконечные угрозы судом», — говорит Пархоменко.
Журналист утверждает, что Заякин при этом еще и участвовал в расследованиях Фонда борьбы с коррупцией, впрочем, еще до того, как организация была признана экстремистской. Директор ФБК Иван Жданов на момент публикации заметки не подтвердил и не опроверг «Медиазоне» эти данные. Ученый был членом комиссии Российской академии наук по противодействию фальсификации научных исследований.
После начала войны Заякин, как рассказали «Медиазоне» его знакомые, то жил за границей, то возвращался в Россию — в одну из этих поездок он и был задержан. «Он считал, что ничего страшного, у него есть в России важные дела, и ему там надо иногда бывать», — говорит Пархоменко.
С его слов, при обыске силовики «устроили целый цирк со штурмом через балкон, выламыванием дверей и так далее». Адвокат Михаил Бирюков подтвердил это «Медиазоне», уточнив, впрочем, что следственные действия проходили без излишней жестокости.
Уголовное дело на Заякина завели по статье о финансировании экстремистской организации. По версии следствия, он перевел тысячу рублей Фонду борьбы с коррупцией Алексея Навального 5 августа 2021 года — на следующий день после того, как вступило в силу решение о признании ФБК экстремистской организацией.
А в сентябре в открытый доступ выложили список людей, которые жертвовали ФБК: в нем есть данные 78 тысяч человек.
«Я, конечно, был поражен, как у нас законы пишутся, потому что там вилка от исправительных работ или штрафа до восьми лет лишения свободы. Не очень ясно, чем они [суды] тут могут руководствоваться. Довольно пугающая правоприменительная практика по этой статье, потому что по ней проходили пока "Свидетели Иеговы" и какие-то люди, которых в исламизме обвиняли. И у них у всех очень серьезные тюремные сроки», — комментирует Кирилл Мартынов из «Новой газеты».
Следствие запросило для Заякина сравнительно мягкую меру пресечения — запрет определенных действий. По сути это домашний арест: по решению суда ученому запрещено выходить из дома без разрешения следователя с восьми вечера до восьми утра, общаться с кем-то, кроме близких родственников, и пользоваться интернетом.
О задержании, уголовном деле и суде «Новая газета. Европа» сообщила в 15:45 по Москве — за час до того, как началось судебное заседание. Адвокат Бирюков сказал «Медузе», что Заякин сам не хотел придавать уголовное дело огласке до суда. «Доказательства — выписка с его банковского счета в Сбербанке», — сказал адвокат. При этом ученому уже предъявлены обвинения, он воспользовался 51-й статьей Конституции и не стал давать показания, соответственно, виновным он себя не признает, добавил он «Медиазоне».
Редактор: Дмитрий Трещанин
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке