«Очень хотела поехать, но пока ничего не предложило министерство». Почему сообщения о «задержании российских учителей» в Украине не подтвердились
Павел Васильев
«Очень хотела поехать, но пока ничего не предложило министерство». Почему сообщения о «задержании российских учителей» в Украине не подтвердились
14 сентября 2022, 15:30

Разрушенная школа в освобожденной украинской армией деревне Вербовка (Балаклейский район) Украины, 13 сентября 2022 года. Фото: Vyacheslav Madiyevskyy / NURPHOTO / Reuters

На прошлой неделе депутат Верховной рады Алексей Гончаренко сообщил о задержании российских учителей на освобожденных ВСУ территориях Украины. Вице-премьер страны Ирина Верещук пояснила, что педагогам может грозить до 12 лет лишения свободы. 13 сентября глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело против представителей «киевского режима», но поспешил — уже спустя несколько часов стало ясно, что сообщения о задержании российских или украинских преподавателей, проходивших переподготовку в России, не подтверждаются.

В середине июля министр просвещения России Сергей Кравцов объявил, что с 1 сентября школьники на захваченных территориях Украины будут учиться «по российским стандартам». Одновременно с этим российские чиновники начали собирать контакты учителей, готовых отправиться в подконтрольные России украинские города. Как выяснила тогда «Медиазона», желание поехать в командировку к 20 июля высказали более 200 педагогов из разных регионов.

«Обещают очень хорошие зарплаты и жилье. Я подумал: почему бы и нет? Я разведен, мои дети выросли, так что я мог бы там и поработать, особенно за такие хорошие деньги», — объяснял свое решение один из преподавателей.

Российские власти не уточняли, сколько всего педагогов отправилось в Украину. 2 сентября вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что на захваченных Россией территориях — в самопровозглашенных ДНР и ЛНР, Харьковской, Запорожской и Херсонской областях — заработали почти полторы тысячи школ.

А уже к 3 сентября стало известно, что ВСУ начали контрнаступление на юге страны. 6 сентября украинская армия перешла в наступление в Харьковской области. Каждый день военные отчитывались об освобождении захваченных россиянами сел и городов.

12 сентября депутат Верховной рады Алексей Гончаренко написал в своем телеграм-канале, что на освобожденных территориях в Харьковской области — в Купянске и Изюме — задержали российских педагогов, приехавших учить украинских детей.

Комментируя эту информацию украинскому изданию «Страна» (сейчас новость удалена, ее копия доступна здесь), вице-премьер Украины Ирина Верещук сказала, что российские учителя, приехавшие в Украину, «совершили преступление» и их будут судить по статье о нарушении законов и обычаев войны. Вице-премьер уточнила, что украинские власти не считают учителей военнопленными и поэтому не будут их обменивать на украинских солдат.

При этом из текста новости прямо не следует, что Верещук подтвердила (хотя и не опровергла) информацию о задержании российских учителей, распространенную депутатом Гончаренко. Она не приводила никаких деталей и не называла число задержанных. Можно предположить, что чиновница отвечала на вопрос о гипотетической ситуации: если на территории Украины задержат учителей из России, что их ждет?

На следующее утро глава СК Александр Бастрыкин потребовал возбудить уголовное дело о задержании учителей. В сообщении ведомства в телеграм-канале утверждалось, что педагоги «преподавали по российской учебной программе» на освобожденной украинскими военными территории Харьковской области.

Спустя 25 минут после пресс-релиза от СК информацию украинской стороны опровергли в российском Минпросвещения. В ведомстве сообщили, что «заявления о задержании российских учителей в Харьковской области не соответствуют действительности» и в харьковских школах преподавали «местные педагоги». В назначенной Россией администрации Харьковской области также утверждали, что российские учителя в регион не приезжали.

В то же время глава Минпросвещения Сергей Кравцов сказал, что «учителя, пожелавшие покинуть регион, перевезены на территорию России». Чиновник, однако, не уточнил, о педагогах какой страны идет речь. Вероятно, Кравцов имел в виду украинских учителей, которые проходили переподготовку в России, чтобы затем по российской программе учить детей в украинских школах.

По словам советника офиса президента Украины Алексея Арестовича, распространение информации об уголовном преследовании преподавателей, сотрудничающих с оккупационными силами, должно послужить предостережением тем, кто пока только раздумывает об этом.

«Приехавшие в Украину тети и дяди, чтобы учить украинских детей любить Россию, сядут, — отметил Арестович. — Добровольно пришедшие за российскими паспортами, активно поддерживающие оккупантов, вы все понесете наказание».

Еще один советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк утром 13 сентября также не подтвердил информацию о задержании российских учителей, сообщив, что она требует проверки и уточнения.

Наконец, вечером 13 сентября информацию о задержании педагогов опроверг и офис генпрокурора Украины. Источники «Настоящего времени» в Харьковской, Донецкой и Луганской прокуратурах также уверяют, что у них не задерживали учителей из России.

Издание «Север.Реалии» позвонило двум десяткам российских учителей, планировавших отправиться в украинские школы, и, как оказалось, никто из них в итоге туда не поехал, хотя подавал заявку. Кто-то отказался отправляться в Украину по личным причинам, о других просто забыли власти.

«Речь шла о первой четверти, сроки уже идут. А у нас до сих пор никакой информации нет, — рассказала учитель математики Архангельской области Елена Патракеева. — Вообще я очень хотела поехать, но пока мне ничего не предложило министерство».

Редактор: Агата Щеглова

Исправлено в 18:17. В тексте изначально говорилось, что Минпросвещения России опровергло сообщения СК, тогда как ведомство отрицало информацию о задержании российских учителей, поступающую от украинских властей.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке