Областной призывной пункт военного комиссариата. Фото: Sychkova Ekaterina / ТАСС
Утром 21 сентября Владимир Путин объявил о «частичной мобилизации» в России — предполагается, что в армию в первую очередь призовут резервистов и тех из числа находящихся в запасе, чья специальность сейчас востребована в действующей армии. Минобороны говорит, что мобилизация коснется 300 тысяч человек. По всей стране мужчины уже получают повестки, но пока неясно, что будет происходить в ближайшие дни и как будет выглядеть эта «частичная мобилизация». «Медиазона» попыталась собрать ответы на главные вопросы о ней, появившиеся после выступления Путина.
Пока что нет достоверных сообщений о том, что у россиян возникают проблемы с выездом из России. Мужчины в основном проходят пограничный контроль без проблем и вопросов о военных документах. Как авиакомпании, так и РЖД уверяют, что не вводили никаких ограничений на продажу билетов. Компании отрицают, что для их покупки мужчинам призывного возраста нужно предъявлять справку из военкомата.
Ростуризм уверяет, что никаких новых ограничений на выезд за границу в связи с «частичной мобилизацией» не вводилось, но оговаривается, что нужно дождаться официальных разъяснений.
Возможно, эти ограничения появятся в будущем и коснутся тех, кто уже получил повестку — об этом говорит член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов. Закон запрещает подлежащим мобилизации покидать место жительства без согласия военкоматов.
Глава думского комитета по обороне Андрей Картаполов уверяет, что пока что дополнительных ограничений на право выезда в связи с частичной мобилизацией не предусмотрено и до получения повестки граждане могут ездить по России, «но лучше этого не делать».
Основатель «Агоры» Павел Чиков считает, что первыми призовут тех, кто отслужил в армии и заключил контракт на пребывание в резерве, то есть резервистов.
Пребывание в резерве — это отдельный статус, который не относится ко всем, кто когда-либо служил в армии. По завершении службы или учебы на военной кафедре человек может заключить с министерством обороны контракт на резерв — на три года, пять лет или до достижения предельного возраста. За пребывание в резерве он получает небольшие выплаты — около 4 тысяч ежемесячно для рядового и 7,7 тысячи для лейтенанта — и обязуется участвовать в военных сборах, которые проходят ежегодно (участие в них оплачивается дополнительно).
По словам генерал-лейтенанта, член комитета Госдумы по обороне Андрея Гурулева, мобилизация затронет резервистов до 50 лет.
Вторые на очереди, по мнению Чикова, — военнослужащие, пребывающие в запасе. По сути, это все мужчины, так или иначе получившие военный билет. То есть не только те, кто когда-либо проходил срочную службу или службу по контракту, но и люди, которые вообще не служили в армии из-за отсрочек или негодности по состоянию здоровья.
При этом и Шойгу, и другие представители власти обещают, что из запаса Минобороны интересуют прежде всего служившие люди. Все зависит от их специальности — тех, кого сейчас не хватает на фронте, будут призывать в первую очередь. Примерный список называл глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов: нужны операторы беспилотных летательных аппаратов, разведчики, связисты.
О том, будут ли призывать выпускников военных кафедр, пока поступают противоречивые сведения. Утром депутат Картаполов, который стал одним из главных спикеров по теме мобилизации, говорил, что это возможно — если у них будет необходимая специальность. Днем глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев заверил, что частичная мобилизация их не коснется.
Секретарь Совета по правам человека Александр Точенов пообещал, что ограниченно годных к военной службе (как правило, из-за состояния здоровья) призывать не планируют. Еще один член СПЧ Кирилл Кабанов сказал, что частичная мобилизация не затронет граждан, у которых есть только приписное удостоверение — их призывают только при полной мобилизации.
При этом и Павел Чиков, и юрист команды ФБК Вячеслав Гимади подчеркивают, что в нынешнем виде указ Путина сформулирован настолько расплывчато, что по сути позволит призвать неограниченное число людей.
План и квоты явно есть, но они непубличные. Часть указа Владимира Путина о мобилизации, которая касается количества призывников, закрыта от публики — на ней стоит гриф «для служебного пользования». Министр обороны Сергей Шойгу сказал, что мобилизация коснется 300 тысяч человек.
Решать, сколько будет призвано от каждого региона, будет Минобороны, а ответственность за выполнение этого плана ложится на губернаторов — в нескольких регионах они уже лично возглавили комиссии по исполнению указа о «частичной мобилизации».
Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов говорит, что больше всего граждан призовут из центральных и западных регионов России — просто потому, что там больше всего населения: «Каждый субъект РФ получает разнарядку, исходя из своих возможностей. Сравнить, например, Московскую область, Краснодарский край и Республику Саха (Якутия). Конечно, они несопоставимы по мобилизационному ресурсу».
«Медуза» со ссылкой на «высокопоставленного чиновника» и источники в руководстве двух субъектов федерации пишет, что данные о нужном количестве призывников пока в регионы не пришли.
«Пока никто не понимает, как и кого это [процесс мобилизации] коснется. Никто не рад, конечно, но работа [у нас] такая: получим цифры — процесс пойдет», — цитирует издание одного из них.
Повестки о необходимости явиться в военкоматы россияне призывного возраста начали получать еще в начале войны — тогда военные комиссариаты массово стали уточнять данные о призывниках. Как отмечали эксперты, уже это свидетельствовало о подготовке к мобилизации и работе по формированию резервов.
Некоторым еще весной выдали мобилизационное предписание — это документ, который вклеивается в военный билет и закрепляет гражданина за определенным военкоматом. В случае объявления мобилизации получившие такие предписания граждане должны самостоятельно прийти в военный комиссариат без каких-либо дополнительных извещений.
21 сентября военкоматы начали массово вручать повестки о необходимости явиться для уточнения данных о призывнике или получения мобилизационных предписаний, их получают самые разные категории граждан, например московские врачи. Вероятно, те люди, кому вручают сейчас предписания, попадают в категорию тех военных специалистов, в которых сейчас заинтересовано Минобороны.
Накануне объявления о мобилизации Госдума приняла поправки, которые вводят в Уголовный кодекс понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время». Появились новые статьи о добровольной сдаче в плен, мародерстве и дезертирстве в период мобилизации. Так, раньше за дезертирство грозило до 10 лет лишения свободы, теперь — до 15 лет. Появилось и отдельное наказание за уклонение от службы в «период мобилизации или военного положения», теперь за это можно получить от 5 до 10 лет.
Но важно понимать, что все эти статьи относятся к преступлениям против военной службы — то есть касаются тех, кто уже попал в армию (или на военные сборы, что тоже считается прохождением службы).
Как именно будет работать эта статья, пока неясно. Практика есть только по статье об уклонении от обычного воинского призыва: дело, как правило, возбуждают, если молодой человек получил повестку на призывные мероприятия (например, медкомиссию или заседание призывной комиссии) и без уважительных причин не является по ней.
Сейчас уголовное преследование вряд ли грозит тем, кто находится в запасе и не придет в военкомат по повестке, когда его зовут для уточнения данных и выдачи мобилизационного представления — за это предусмотрена только административная ответственность (штраф от 500 до 3 тысяч рублей). Та же статья, видимо, ждет и тех, кто сам не явился в военкомат, имея на руках мобилизационное представление.
При этом если за человека повестку получил родственник или он нашел документ в почтовом ящике, то за неявку ему вообще ничего не грозит, объясняет юрист Алексей Табалов.
До уголовного дела может дойти только в случае, если человек пришел в военкомат, прошел медкомиссию, было принято решение о призыве по мобилизации — и после этого призывник от прохождения службы попытался уклониться. «То есть сначала должно быть решение мобилизационной комиссии о призыве, вот тогда, именно с этого момента может быть уже уголовное преследование», — говорит юрист Табалов.
Заниматься поиском тех, кто уклоняется от повесток, будут полицейские. При этом, по словам Павла Чикова, закон сейчас не позволяет сотрудникам доставлять граждан в военкоматы, но наделяет правом вручать направление для постановки на воинский учет. Правозащитники не исключают, что военкоматы вместе с полицией будут проводить рейды и облавы на уклонистов.
Редактор: Егор Сковорода
Дополнено 23 сентября в 12:49. Добавлено важное уточнение. Многие путают статьи 339 УК (уклонение от военной службы) и 328 УК (уклонение от призыва). Первая касается военных, то есть тех, кто уже проходит службу; ее депутаты ужесточили. Вторая — о тех, кто еще не призван. Для них наказание за уклонение остается прежним: максимум два года лишения свободы.