Фото: Evgenia Novozhenina / Reuters
Сегодня в Осло Нобелевский комитет присудил Нобелевскую премию мира российской правозащитной организации «Мемориал». Сегодня же в Тверском районном суде Москвы прошло заседание, на котором у нее по требованию прокуратуры отобрали помещение в Каретном ряду.
Несмотря на международное признание, российские власти в последние годы не оставляют попыток уничтожить «Мемориал». В конце 2021 года суды ликвидировали московский правозащитный центр «Мемориал» и «Международный Мемориал».
После этого «Международный Мемориал» передал принадлежавшее ему помещение на Каретном ряду, где хранились архивы организации, другому юрлицу — научно-исследовательскому и просветительскому центру (НИПЦ) «Мемориал».
«Для нас было крайне важно обеспечить устойчивое продолжение работы по увековечению памяти жертв террора — среди прочего сохранить доступным для общественного пользования здание на Каретном ряду, — подчеркивали правозащитники. — Например, чтобы можно было принимать посетителей, помогать людям находить лично и общественно значимую информацию о судьбах жертв государственного террора».
26 августа этого года прокуратура потребовала предоставить «огромный перечень документов» для проверки нового владельца помещения.
12 сентября исполнительный директор «Международного Мемориала» Елена Жемкова и исполнительный директор НИПЦ «Мемориал» Борис Беленкин получили повестки в суд. Выяснилось, что Генпрокуратура потребовала признать недействительной сделку о передаче помещения на Каретном ряду и намерена добиваться «обращения имущества и взыскания денежных средств в доход РФ». Спустя два дня личные счета Жемковой и Беленкина арестовали; также суд наложил арест на счета и имущество НИПЦ.
«Нет ни одного юридического основания для признания сделки недействительной: попытку захвата помещения "Мемориала" в пользу государства мы оцениваем как рейдерскую и политическую», — настаивают в «Мемориале».
В суде адвокат «Мемориала» Диана Сорк попросила пересмотреть обеспечительные меры. «Арестованы и здание, и денежные средства на сумму сделки, и еще раз арестовано имущество в виде денег на еще 11 миллионов, плюс личные средства физлиц. Таким образом арестованы все счета и все деньги на 33 млн», — цитирует защитницу канал правозащитников «Полный ПЦ 2.0». Судья согласился отменить только арест счетов Жемковой и Беленкина.
Адвокат Марина Агальцова ходатайствовала о передаче рассмотрения дела в арбитражный суд, потому что речь в иске идет об экономической деятельности. «Спасибо за комментарий из учебников, но я вынужден руководствоваться законом, — съязвил в ответ прокурор. — Исковое заявление направлено на защиту интересов государства! А не на экономическую деятельность!». Судья отказался удовлетворить ходатайство.
Прокурор объявил, что «Международный Мемориал» «мимикрировал в НИПЦ» и «продолжил деятельность, провел сделки для вида и передал имущество, чтобы укрыть от государства». Правозащитники не согласны с такой трактовкой. «НИПЦ без всякой мимикрии существует с 1990 года и весьма активно работает», — отмечают они.
Представитель прокуратуры сказал, что «Международный Мемориал» «много раз совершал противоправные действия, нарушал Конституцию, это доказал Верховный суд». В иске Генпрокуратуры работе правозащитников дана похожая оценка: организация якобы «трансформировала свою фактическую деятельность в демонстрацию устойчивого пренебрежения законом», что привело к «изменению ее заявленных общеполезных целей, призванных достигать благородные последствия, в непрерывную умышленную деструктивную деятельность».
Адвокаты напомнили, что на самом деле «Международный Мемориал» ликвидировали «по административным причинам». А что касается предмета разбирательства, то, по мнению защиты, передача здания от ликвидированной организации НИПЦ «Мемориал» была «полностью логична, обоснованна и законна».
В итоге суд признал сделку о передаче здания от «Международного Мемориала» к НИПЦ «Мемориал» недействительной.
«Это значит, что в скором времени мы лишимся дома на Каретном ряду», — написали правозащитники.
Редактор: Дмитрий Ткачев