Прокуратура не нашла нарушений в действиях сотрудников ФСИН, которые не оказывали заключенным медпомощь
Прокуратура не нашла нарушений в действиях сотрудников ФСИН, которые не оказывали заключенным медпомощь
26 июня 2017, 12:31

Прокуратуры регионов не выявили нарушений в работе сотрудников ФСИН, из-за которых Россия проигрывала в Европейском суде по правам человека дела о неполучении качественной медпомощи заключенными, передают «Ведомости». По мнению прокруроров, нет оснований подавать к ним регрессные иски.

Взыскивать суммы, выплаченные Россией с должностных лиц ФСИН, предложили правозащитники из «Зоны права». Генпрокуратура направила их запрос в прокуратуры девяти регионов.

Ответы, по данным «Ведомостей», прислали семь из них. Нарушения были найдены лишь в Кемеровской области, но ФСИН, проведя проверку по делу Сергея Целовальника о ненадлежащем оказании медпомощи, установила, что врач допустил ошибку в диагнозе. Он переехал в Иркутскую область и обращение «Зоны права» перенаправили туда.

Волгоградская прокуратура после проверки дела Николая Ивко, по которому было выплачено 1,5 млн рублей, сообщила, что для взыскания ущерба в порядке регресса должна быть доказана причинно-следственная связь между бездействием конкретных должностных лиц и последствиями, чего в данном случае нет.

В Москве суд не установил неправомерноcть бездействия должностных лиц, несмотря на выплату по жалобе бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова в 15 тыс евро. В Татарстане следователи проверили факты неоказания помощи заключенному Артему Патранину, но не нашли состава преступления. Минюст с иском о взыскании денег не обращался.

По словам руководителя «Зоны права» Сергея Петрякова, низкое качество медпомощи или ее отсутствие доказывается с помощью независимых экспертиз или ответов ФСИН.

«Следственные органы имеют все возможности для расследования, особенно когда речь идет о смерти пациента. Но тщательной проверкой они не занимаются, пытаясь доказать, что в действиях сотрудников ФСИН нет состава преступления и нет причинно-следственной связи между их бездействием и смертью заключенного», — сказал он.

Петряков подчеркнул, что решения ЕСПЧ порождают дополнительные финансовые обстоятельства для налогоплательщиков, но при этом должностные лица, из-за действий которых заявители обратились в ЕСПЧ, не отвечают за это.

«В случае внесения поправок в законодательство мы посоветуем прописать обязанность следственных органов провести расследование по каждому такому факту, если установлено нарушение ст. 2 или 3 Конвенции по правам человека, а также искать ответственное за это должностное лицо и в порядке регресса взыскивать с него средства», — добавил он.

В декабре 2016 года глава «Зоны права» Сергей Петряков предложил генпрокурору Юрию Чайке подавать ко ФСИН регрессные иски по случаям, в которых ЕСПЧ устанавливает за службой нарушения прав человека. Правозащитник отмечал, что прокуратура должна подавать такие иски каждый раз, когда ЕСПЧ будет признавать Россию виновной в нарушении прав человека.

Представитель Генпрокуратуры Александр Куренной сказал, что ведомство может, в том числе, поставить вопрос о компенсации ущерба, но решения ЕСПЧ не всегда означают нарушения прав человека.

В бюджете на 2017 год на компенсации по решениям ЕСПЧ было заложено 600 млн рублей. При этом с декабря 2015 года действует закон, который позволяет Конституционному суду признавать решения международных судов неисполнимыми.