Amnesty International сравнила этапирование заключенных в России с пыткой
Новость
25 октября 2017, 13:26

Amnesty International сравнила этапирование заключенных в России с пыткой

Правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад об условиях этапирования заключенных в России.

«Созданные для заключенных условия в вагонзаках и тюремных фургонах позволяют Amnesty International считать заключенных жертвами пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В свою очередь, отсутствие информации об их местонахождении во время этапирования позволяет приравнять это к насильственному исчезновению», — говорится в сообщении правозащитной организации.

В документе правозащитники обратили внимание на практику этапирования осужденных в отдаленные регионы. «Во время этапирования заключенные фактически лишены возможности связаться с внешним миром. Иногда им удается использовать неофициальные каналы, например, попросить другого заключенного позвонить родственникам, или у них получается отправить письмо из пересыльной камеры, но никакие официальные способы связаться с кем-либо не предусмотрены», — замечает организация.

В качестве примера приводится случай украинского режиссера Олега Сенцова, осужденного по обвинению в терроризме. Правозащитники посчитали, что его этапировали из одной исправительной колонии в другую полтора месяца.

Инфографика Amnesty International

Заместитель директора Amnesty International по Европе и Центральной Азии Денис Кривошеев заметил, что заключенных в вагонах «набивают в тесные камеры спецвагонов, где они лишены свежего воздуха, света, воды, постельного белья».

«На протяжении многочасовых стоянок им не позволяют в должной мере пользоваться туалетом. И такие путешествия с этапа на этап за тысячи километров часто длятся более месяца», – отметил он.

Организация посоветовала российским властям этапировать заключенных в колонии тех регионов, где они живут, финансировать строительство учреждений поближе к густонаселенным регионам, улучшить условия этапирования, установить максимальную длительность этапа в семь дней и изменить законодательство так, чтобы родственники осужденных заранее знали, куда их этапируют.

Правозащитники смогли найти лишь один случай, когда российский суд признал нарушение прав заключенного, этапированного далеко от дома: в марте 2016 года такое решение вынес Сыктывкарский районный суд в отношении осужденного по делу «крымских террористов» Геннадия Афанасьева. Позже российские власти передали его Украине, а решение суда было отменено. Впоследствии Афанасьев подал жалобу на этапирование в Конституционный суд России и в Европейский суд по правам человека.

Летом 2016 года юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак рассказал, что Европейский суд по правам человека начал активно коммуницировать жалобы на условия этапирования.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке