Россия согласилась выплатить 20 тысяч евро казанцу, которого полицейские отдела «Дальний» перепутали с преступником и избили
Власти России заключили мировое соглашение с казанцем Рафаэлем Сафиным, который подал жалобу в Европейский суд по правам человека на жестокое обращение со стороны сотрудников отдела полиции «Дальний» (переименован в отдел № 9 «Сафиуллин»), которые перепутали его с преступником и грубо задержали, перед этим открыв стрельбу на улице. Решение по жалобе Сафина, которого, представляла правозащитная организация «Зона права», опубликовано на сайте суда.
Его жалобу объединили с обращениями еще шестерых россиян. Среди заявителей также указан житель Нижегородской области Александр Рахманов. Он был избит в 2009 году млиционерами, которые пришли к нему домой. Мужчина, у которого была инвалидность, рассказывал, что на него надели наручники, а затем один из силовиков стал задирать его руки вверх. Позже медики диагностировали у него ушиб головного мозга, а также ушибы на лице и теле. Затем против его супруги возбудили уголовное дело о применении насилии к милиционеру, а спустя три месяца ее приговорили к штрафу. Женщина говорила, что не могла укусить силовика из-за состояния зубов. Милиционеров, избивших Рахманова, так и не наказали. До решения ЕСПЧ мужчина не дожил — в 2016 году он умер.
Все заявители обвинили силовиков в жестоком обращении и неэффективном расследовании этих случаев. То есть, по их мнению, российские власти нарушили статьи 3 и 13 Европейской конвенции по правам человека (запрет пыток и право на эффективное средство правовой защиты).
В августе 2014 года казанские участковые Азат Абдуллин и Эльмир Намазов перепутали случайного юношу с находящимся в розыске пожилым преступником. Во время преследования один из силовиков дважды выстрелил, после чего Сафин остановился и поднял руки вверх. По требованию силовиков он лег на землю. Те подбежали к нему и стали избивать, а затем надели наручники, хотя юноша не сопротивлялся.
«Когда я поднял голову и попросил их представиться, то один из них наступил мне на голову ногой. Потом меня поставили на колени и держали под дулом пистолета. Когда я попросил снять наручники, то мне сказали, что у них нет ключей», — рассказал Сафин. Затем его доставили в отдел «Дальний», с юноши взяли объяснения и отпустили его. Врачи зафиксировали у него кровоподтеки на лице и груди, а также ссадины на колене.
Позже полицейские говорили, что собирались задержать преступника, разыскиваемого за убийство, но при тусклом свете они не опознали юношу.
В начале 2015 года против участковых возбудили дело о превышении должностных полномочий с применением насилия (часть 3 статьи 286 УК). Однако вскоре прокуратура Татарстана отменила это решение, признав действия силовиков законными. Вскоре Генпрокуратура России потребовала возобновить уголовное дело. Но в итоге дело против полицейских все же закрыли, сославшись на отсутствие состава преступления.
«Медиазона» писала и о других случаях полицейских ошибок и их последствиях как для самих сотрудников МВД, так и для пострадавших.
Читайте также