Утром 27 декабря бывший собственник кондитерской фабрики «Меньшевик» Илья Аверьянов открыл стрельбу из ружья «Сайга» на территории предприятия. Это произошло, после того как на территорию фабрики пришли судебные приставы для описи имущества. Аверьянов ранил охранника Алексея Осипова, который умер от ранения.
Business FM дозвонился до Аверьянова, когда он находился еще на фабрике. Экс-владелец «Меньшевика» в разговоре с журналистом утверждал, что его разорила «банда кавказская, осетинская во главе с двумя прокурорами».
«Я директор. Я сейчас тут сижу, забаррикадировался <…> У меня по поддельным документам отобрали фабрику, разорили меня. У меня восемь детей. Вы знаете, я четыре года бьюсь. Они все перекупают, подделывают документы, по поддельным документам отсуживаются. Сегодня утром я пришел на работу, меня стали брать штурмом — с пистолетами, с оружием. У меня есть штатное оружие, я сегодня применил оборону. Одного застрелил, по-моему, насмерть, к сожалению. Вот такая вот история. Если останусь живой, я буду биться до конца. Сейчас меня уже окружили там, спецназ окружил. Все нормально. Сейчас буду либо стреляться, либо сдаваться», — сказал Аверьянов.
В Генпрокуратуре рассказали, что получали обращения от Аверьянова, которому отказывали в возбуждении дела. Прокуратура возвращала материалы на дополнительные проверки. «Он неоднократно писал заявления в правоохранительные органы и обвинял то ли партнеров, то ли контрагентов. Писал заявления, что против него совершаются мошеннические действия, чтобы отнять у него бизнес», — уточнил представитель ведомства Александр Куренной.
После сообщений о стрельбе на фабрике Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве (часть 1 статьи 105 УК) и незаконном обороте оружия (часть 1 статьи 222 УК).
Около часа дня в ГУВД Москвы рассказали, что полиция и Нацгвардия начали зачистку территории предприятия. Через два часа в полиции сообщили, что Аверьянова не нашли на территории фабрики. Оказалось, что он скрылся с территории «Меньшевика», оставив там оружие.
В ночь на 28 декабря полицейские задержали Аверьянова на улице Правды в Северном округе. Как рассказал источник «Интерфакса», экс-владельца фабрики задержали на территории бывшей типографии газеты «Правда».
По словам собеседника агентства, на допросе Аверьянов сказал, что начал стрелять в целях самообороны, поскольку ему угрожал огнестрельным оружием один из представителей взыскателя.
В зал пустили остальных журналистов. Аверьянов, одетый во все черное, в «аквариуме» стоит спиной к ним. Это мужчина среднего роста и плотного телосложения.
Появляется судья. Она уточняет личные данные задержанного — Аверьянов Илья Иванович, 18 января 1968 года рождения, родился в Москве, гражданин России, образование высшее.
— Гражданский брак, — отвечает Аверьянов на вопрос о семейном положении.
— То есть холост? — переспрашивает судья.
— Ну да, был когда-то, теперь разведен.
У него шестеро несовершеннолетних детей. Работает гендиректором фабрики «Меньшевик». Аверьянов отвечает громко и четко.
Адвокат Ефименко просит приобщить несколько документов: свидетельства о рождении детей, медицинские справки о болезнях Аверьянова, свидетельство о собственности и другие. Никто не возражает.
Теперь выступает следователь Ревяков. Он зачитывает ходатайство об аресте Аверьянова. Говорит, что дело по статье 105 УК возбуждено по факту обнаружения трупа гражданина Осипова с ранением в поясничной области. СК пришел к выводу, что ранение нанес Аверьянов «на почве внезапной возникшей неприязни» из неустановленного пока оружия. «Добыты доказательства того, что преступление совершил Аверьянов», — говорит следователь. Его искали в течение суток, он скрывался, но сегодня утром был задержан.
По словам следователя, вина Аверьянова доказывается различными доказательствами, были допрошены свидетели. «Прямо сейчас работает следственная группа, пока я здесь выступаю», — говорит следователь. Были найдены пули, назначен «ряд экспертиз».
Аверьянова задержали полицейские, рассказывает следователь, поэтому он считает, что подозреваемый может скрыться или оказать давление на участников расследования. Поскольку Аверьянов живет с гражданской женой, следователь не стал ходатайствовать о домашнем аресте.
Следователь просит арестовать Аверьянова до 27 февраля. Прокурор поддерживает в полном объеме.
Адвокат не согласна с ходатайством об аресте. По ее словам, Аверьянов не собирается ни на кого оказывать давление, «это все домыслы следствия». Она говорит, что он бежал из-за «испуга». «Его достали: все эти захваты, избиения постоянные. Он сам жертва», — говорит адвокат.
Ефименко отмечает, что в процессуальном плане у нее нет замечаний, и просит принять «разумное решение» в отношении Аверьянова. Он также просит судью не оглашать содержание материалов при прессе. В зале два десятка журналистов.
Теперь выступает сам Аверьянов. Он говорит, что своими руками построил «Меньшевик», который сейчас находится «в состоянии рейдерского захвата». 27 декабря на фабрику ворвалась группа неизвестных людей и стала взламывать двери, утверждает задержанный. Такая же ситуация была в апреле этого года, говорит он — тогда его избили, но уголовное дело не стали возбуждать.
«В этот раз группа захватчика подготовилась более серьезно», говорит Аверьянов. У него при себе был карабин «Сайга», но убивать кого-то либо он не собирался. По словам Аверьянова, он сделал предупредительный выстрел в людей, которые стали выламывать в дверь. Затем он попал в человека, которого ранее не знал, это роковое стечение обстоятельств, говорит Аверьянов.
На «Меньшевике» сейчас нет сотрудников, только один дежурный сантехник, уточняет задержанный.
Аверьянов просит судью отправить его под домашний арест. Он готов выполнять все ограничения и посвятить свое время изучению права, чтобы потом в суде представлять свои интересы. «Как русский человек я все-таки надеюсь на справедливость. Хочу доказать свою правоту в суде», — подчеркивает Аверьянов.
Аверьянов начинает многословно говорить о смерти человека, о том, что взял на душу грех. Он добавляет, что покинул территорию фабрики по пожарной лестнице и сразу побежал к адвокатам, юристам. «До момента, когда меня обнаружили, я время посвятил встрече с адвокатом, потом немного поспал», — вспоминает Аверьянов. Также он объяснил свой побег тем, что медики отказывались пройти на территорию фабрики помочь пострадавшему, пока там находится вооруженный человек.
Задержанный говорит, что он законопослушный гражданин, а просьба о домашнем аресте не связана с личным комфортом: ему нужно время, чтобы подготовиться к защите.
Теперь подозреваемый упоминает различные проверки и исполнительные производства, возбужденные в отношении него. Под стражей он не сможет заниматься всем этим и защищать свои права, с этими проблемами останутся только его жена и сестра.
«Я не отрицаю, что произошла трагедия, за которую мне придется отвечать. Что требуется от человека при домашнем аресте, я готов это соблюдать. Опасения Следственного комитета я не разделяю», — заключает Аверьянов, который говорит быстро, громко и четко.
«Фабрику я не сдам, по-любому!» — бойко заканчивает он свое выступлением и повторяет, что не пытался никого убить. Пуля попала в охранника, так как из рук Аверьянова пытались выбить оружие.
Аверьянов еще до ухода судьи сказал, что сделал один предупредительный выстрел в плитку, а когда один из нападавших попытался отнять у него ружье, экс-владелец фабрики сделал еще два выстрела.
При этом «Коммерсант» сегодня писал, что следователям Аверьянов говорил о шести выстрелах в воздух и ответных выстрелах, а на месте стрельбы нашли 15 гильз от патронов к травматическому пистолету. Кто стрелял из пистолета, неясно.
Журналистов позвали обратно в зал. Аверьянов отворачивается от фотографов.
Судья возвращается в зал, она читает постановление. Пересказывает позицию следователя, возражения защитника и обвиняемого Аверьянова. Судья считает обоснованным ходатайство следователя.
По решению судьи Аверьянов арестован до 27 февраля.