О деле стало известно, после того как в картотеке Тверского районного суда Москвы появилась карточка о «дискредитации» армии против Асмус К.И. В пресс-службе суда для РБК тогда уточнили, что речь идет об актрисе Кристине Асмус и добавили, что артистка «разместила текстовую публикацию в социальной сети, направленную на негативное отношение к проводимой военной операции». О какой именно публикации идет речь, неизвестно.
Представительница актрисы Валерия Уварова тогда сказала RTVI, что впервые слышит о деле, а сама артистка «в экспедиции». Пост из инстаграма Асмус был удален.
В сентябре 2019 года Кристина Асмус вместе с другими российскими актерами поддержала Павла Устинова, приговоренного к трем с половиной годам колонии по делу о вывихнутом плече нацгвардейца на акции протеста 3 августа. Актера признали виновным в применении опасного для здоровья насилия к представителю власти (часть 2 статьи 318 УК).
Заседание началось с опозданием на полчаса. На него пришли два десятка журналистов, в зале установлено несколько телекамер. Никаких фанатов или иной группы поддержки ни в суде, ни около его здания не было.
В зал заседаний зашел адвокат актрисы Владимир Ляховский. На вопрос, придет ли в суд сама Асмус, защитник отвечает отрицательно. Судья Денис Иванов открывает заседание.
Адвокат Ляховский сразу же просит закрыть рассмотрение дела от СМИ, потому что в материалах есть «иная охраняемая законом тайна». «Каким образом они туда попали, это уже вопрос к органам предварительного расследования. Мы считаем, что чести и достоинству моей подзащитной может быть причинен ущерб», — говорит он.
Второе ходатайство защитника — о прекращении производства по делу. Адвокат периодически оговаривается и говорит об «уголовном деле», но сразу поправляется.
Ляховский подтверждает, что речь в публикации его подзащитной идет о «событии», которое произошло 24 февраля. Он сетует, что закон об ответственности за антивоенные посты был введен позже, поэтому его нельзя применять задним числом.
Адвокат также отмечает, что в протоколе написано с ошибкой о «спецоперации по демилитаризации и денафикации Украины», а в КоАП написано про использование Вооруженных сил — при этом никакого упоминания Украины. Расследования, по словам адвоката, фактически не было, потому что Асмус не уведомили — в деле ее адрес тоже указан с ошибкой. Следовательно, она ничего не могла знать об административном деле, так как ее не оповестили должным образом.
Адвокат Ляховский добавляет, что адрес Асмус изменился два года назад, то есть полицейские воспользовались старой базой.
«Если посмотреть на текст публикации, то никаких призывов и никаких порочащих действий он не содержит. Можно предположить, что она была сделана в условиях сильного душевного волнения», — объясняет адвокат Ляховский действия Асмус.
Он добавляет, что 24 февраля никого не оставило равнодушным, у 11 миллионов человек родственники в Украине или на фронте. Обычный человек, по словам адвоката, реагирует на это через стресс. В этих условиях, по мнению Ляховского, в деле нет состава правонарушения.
Судья Денис Иванов удаляется для вынесения решения по ходатайствам адвоката. Один из присутствующих в зале журналистов обращается к Ляховскому:
— Чем же вам СМИ помешали? — спрашивает он.
— Если бы вы все не путали… — вздыхает адвокат и добавляет. — Судья грамотный, будем надеяться, что будет объективное решение.
Казалось бы, короткий разговор с журналистом завершен, но не тут-то было. После паузы Ляховский упоминает, что сейчас сам оказался в трудной ситуации, так как закончил командное училище и теперь некоторые из его сослуживцев находятся на фронте. Пока судьи нет в зале, Ляховский рассуждает в воздух и сравнивает нападение на Украину с «походом к зубному», который долго оттягивали.
«Ситуация очень сложная, крайне неоднозначная. Надо проявлять большое количество терпения и такта. Не всем это свойственно. Старайтесь быть объективными, ведь уничтожить любого человека можно в течение пяти минут. То ли ты украл, то ли у тебя украли… ложечки нашлись, а осадочек остался», — дает адвокат Ляховский напутствие журналистам.
Адвокат Ляховский не унимается.
«У меня довольно однозначное отношение к тому, что происходит на Украине. Если бы я не был убежден, что Кристина не виновата, меня бы здесь не было. Я бы нашел способ отказаться от дела», — с важным видом рассуждает он, пока судьи нет.
На вопрос одного из журналистов по поводу того, как долго занимает решение судьи Иванова по ходатайству, Ляховский отвечает, что наверняка тот пишет «продуманное решение». При этом сам адвокат надеется убедить судью в своих доводах и хвалит российскую «многоступенчатую» судебную систему и прокурорский надзор:
«Это в Америке главное — шоу. А у нас сила в правде. Поэтому мы победим», — говорит он.
Судья Иванов вернулся в зал заседаний и сообщил, что поддерживает адвоката актрисы, приняв решение закрыть заседание от прессы. Всех выводят из зала.
Приставы пытаются удалить журналистов и из коридора тоже, потому что считают, что их вообще больше не пустят в зал, даже на оглашение. Журналисты протестуют, так как оглашение по закону закрытым быть не может.
Суд объявляет, что следующее заседание по административному делу артистки состоится 14 сентября в 10 утра.
Адвокат Асмус уходит, успев сообщить журналистам, что заседание отложили для «процессуальных действий». Каких именно — не уточнил.
Обновлено в 12:42 Изначально в посте сообщалось, что 14 сентября согласится и оглашение, однако суд объявил только о переносе заседания.