15 декабря Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по делу о военных «фейках» против журналиста Александра Невзорова.
Ведомство опубликовало пресс-релиз, в котором сказано, что судебное разбирательство проведут без самого Невзорова — так как журналист «скрылся от следствия и суда за пределами Российской Федерации», а «по уголовному делу выполнены все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого».
Следствие считает, что с начала марта по конец мая Невзоров, находясь за пределами России, в телеграм-канале, инстаграме и на ютуб-канале публиковал тексты и ролики с «заведомо ложной информацией» о преступлениях российских военных в Мариуполе и Буче.
29 апреля Невзорова объявили в розыск, а уже 6 мая Басманный районный суд Москвы заочно его арестовал на время следствия.
Заседание начинается позже назначенного времени на полтора часа. В коридоре Басманного суда адвокат Невзорова по назначению Надежда Федосеева рассказала корреспонденту «Медиазоны», что вошла в дело 20 декабря.
При этом защитница никогда не видела Александра Невзорова и не общалась с ним, но подписана на журналиста в соцсетях.
По ее словам, в уголовном деле всего три тома — Невзорову вменяют распространение «фейков» про армию из-за его сообщений в соцсетях о резне в Буче и обстреле роддома в Мариуполе.
Судья Евгения Николаева открывает заседание. Прокурор Лавров сразу же просит рассмотреть дело в отсутствие Александра Невзорова.
Адвокат Надежда Федосеева возражает, так как в материалах не сказано, был ли Невзоров извещен надлежащим образом. Судья Николаева все равно решает, что ничто не мешает рассмотреть дело без него.
Невзорова обвиняют в том, что он 9 марта «по мотивам политической ненависти» выложил в инстаграме пост про «уничтожении военнослужащими ВС РФ горбольницы №3 в Мариуполе».
16 марта Невзоров выложил в YouTube ролик, где также рассказал об атаке на горбольницу в Мариуполе.
3 апреля — ролик об убийствах в Буче, где он «под видом достоверной» распространил информацию о том, что российские военнослужащие убивали мирных жителей.
Затем Невзоров в телеграме рассказал о «противоправных действиях военнослужащих РФ» в отношении украинцев.
Адвокат Федосеева отказывается комментировать обвинительное заключение, пообещав выступить в прениях.
Судья Николаева решает сначала огласить материалы дела, затем допросить эксперта. Прокурор берет с ее стола тома дела. Гособвинитель поверхностно листает материалы, зачитывая отдельные названия документов, даже не произнося их даты.
22 апреля Невзорова включили в реестр иностранных агентов, зачитывает гособвинитель. На запрос следователя в Минюсте прислали справки о распространении журналистом материалов «Росбалта» — тоже иностранного агента.Прокурор перечисляет справки из Роскомнадзора и сделанные ведомством скриншоты страниц Невзорова.
26 марта Генпрокуратура потребовала заблокировать, помимо прочих, сайт nevzorov.tv, а также страницу Невзорова во «ВКонтакте».
Следователь также провел осмотр брифингов на сайте Минобороны. Само ведомство в ответ на запрос следствия сообщило, что «Российской Федерацией не ведется война с Украиной». С таких же слов начинался ответ на запрос в деле Яшина.
Минобороны утверждает, что запрещенных методов ведения войны не применяло, объявляло в Мариуполе режимы тишины, а больницу не бомбило — это, по мнению ведомства, «срежиссированная провокация». События в Буче там названы просто «провокацией».