Глуховского обвиняют в публикации в соцсетях текстов и видео, «смонтированных с искусственно созданными доказательствами <…> о якобы совершении военнослужащими ВС РФ умышленных обстрелов и бомбардировок жилых домов, школ и больниц, массовых убийств мирных жителей и изнасилования несовершеннолетних школьниц» в Украине.
«В качестве отягчающих обстоятельств — обвинение Президента РФ в развязывании войны с Украиной. Готов повторить все, что там сказано: "Остановите войну! Признайте, что это война против целого народа и остановите ее!"», — написал Глуховский в своем телеграм-канале.
Судя по материалам дела, которые опубликовал сам писатель, поводом для дела стал пост «ВОЙНА ПРОТИВ РОССИИ», который он опубликовал 6 апреля в инстаграме.
Заседание начинается с опозданием больше трех часов — в Басманном суде объявили эвакуацию.
Судья Наталья Дударь открывает заседание и начинает рассмотрение дела в отношении Дмитрия Глуховского — перечисляет его анкетные данные. Глуховскй подал в МВД уведомление об израильском гражданстве, а также о ВНЖ в Германии и Испании.
Глуховский, по версии следствия, действовал по мотивам политической ненависти — хотел дискредитировать президента и органы государственной власти России.
10 марта писатель выложил в телеграме (посты номер 60 и 61 в канале) посты о войне в Украине, которую, по его словам, «объявил лично Путин». Прокурор целиком зачитывает посты Глуховского.
12 марта Глуховский выложил пост в инстаграме, начинающийся словами «Остановите войну!». Его гособвинитель также зачитывает подробно.
«Указанные сюжеты создают ложное впечатление о разрушении жилых домов и уничтожении мирного населения», — говорится в обвинительном заключении.
20 апреля Глуховский опубликовал в телеграме перечень вопросов и ответов, которые на эти вопросы дает пропаганда. По версии следствия, это тоже является «фейками» об армии сами по себе.
Следующие посты (1 и 2) Глуховского из материалов посвящены ударам по Харькову, описывая которые писатель вспоминает убийства мирных жителей Бучи и Ирпеня, а также бомбардировку Мариупольского драмтеатра.
Вопросы у следствия также возникли к интервью Глуховского изданию «Медуза», которое опубликовано в мае.
«Поверить в то, что русский солдат может творить военные преступления, убивать ради развлечения, насиловать несовершеннолетних, казнить гражданских, да и просто мародерствовать, — значит утратить почву под ногами. На месте, где возвышалась неуклюжая и аляповатая конструкция — как Главхрам ВС РФ в парке "Патриот" (вот тут Иисус, а тут воины-афганцы, а тут квас, а тут Александр Невский, а тут тир, а тут монашки в униформе, а тут беляши, а тут Т-34 в землю вкопан; и от всего этого на душе все же как-то понятно и надежно), — вдруг разверзается пропасть, в которую падает вся Россия, и ты с ней вместе», — дает прокурор длинную выдержку из интервью.
Прокурор Штундер читает очередные посты (1 и 2) Глуховского, адвокат Полякова следит за его речью по материалам дела в ноутбуке, судья Дударь в этот момент что-то активно помечает в каких-то документах.
Противоречащими действительности в последних постах обвинение в частности посчитало утверждения Глуховского, что Россия захватывает украинские территории.