46-летний Виталий Кольцов — выпускник философского факультета РГГУ, реконструктор, создатель квестов для детей и взрослых. У него трое детей: старшему десять лет, среднему шесть, а младшему сейчас нет и двух лет — на момент ареста отца ему было девять месяцев.
2 мая 2022 года Кольцов бросил два коктейля Молотова в два автозака, стоявших на площади Революции в Москве. От одного автобуса бутылка отскочила, а второй все же загорелся. Спустя полторы минуты пожар в автобусе потушили. На его ремонт впоследствии потратили 61 900 рублей. Кольцов компенсировал эти траты.
По словам москвича, он хотел совершить символический поджог в знак протеста, не планируя причинить кому-либо вред, но сторона обвинения настаивала, что целью Кольцова было именно покушение на убийство 12 омоновцев.
Потерпевшие выступали в суде, но не смогли вспомнить ни сколько их было на площади Революции, ни где они находились в момент бросания бутылок, ни даже имена некоторых своих коллег.
Присяжные полностью исключили из обвинения формулировку о покушении на жизнь омоновцев — написали в своем ответе, что события доказаны за исключением формулировки «с целью лишения их жизни». По сути они полностью оправдали Кольцова по обвинению в попытке убить 12 бойцов Росгвардии — признав виновным только в поджоге автозаков (что подсудимый и не отрицал). Более того, коллегия сочла его достойным снисхождения за совершенное.
Несмотря на это прокурор Эльвира Зотчик потребовала отправить Кольцова в колонию строгого режима на 19,5 лет — и именно за покушение на жизнь омоновцев, хотя присяжные исключили из обвинения эту формулировку.
«Основная просьба к суду у меня: не судить за то преступление, которого я не совершал. Дополнительная: по возможности приговорить меня за повреждение имущества приговорить меня к отбыванию наказания а колонии-поселении. Это позволило бы мне чаще видеться с семьей», — сказал Кольцов в последнем слове.
Судья Виталий Белицкий зачитывает приговор.
Виталий Кольцов признается виновным по вдум статьям УК: по статье 318 часть 1 (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти) и по статье 167 часть 2 (умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога).
Виталия Кольцова приговорили к шести годам колонии общего режима. Прокурор Эльвира Зотчик просила 19,5 лет строгого режима.
«Не смогли согласиться с решением народа, все равно решили наказать», — прокомментировал приговор после заседания адвокат Алан Гамазов корреспонденту «Медиазоны».
По его словам, «Виталий рассчитывал что ему дадут 15 [лет], шесть для нас выглядит волне лояльно».
Защита будет решать, подавать ли апелляцию, когда получат весь текст приговора в письменном виде.