Иллюстрация: Аня Леонова / Медиазона
Голодовка в архангельском СИЗО, вскрытые вены в Волгограде, попытка суицида в московском суде и массовые беспорядки в Хакасии. «Медиазона» собрала данные о коллективных выступлениях и акциях протеста в колониях и тюрьмах России за лето 2016 года. Обзор составлен по открытым источникам и официальным сообщениям ФСИН.
Вечером 29 июня координатор проекта Gulagu.net Антон Дроздов сообщил, что в волгоградской исправительной колонии № 19 заключенные в знак протеста нанесли себе порезы. Как минимум 15 осужденных, которых содержали в штрафном изоляторе и помещении камерного типа, лезвиями или осколками стекла изрезали себе животы. Их действия поддержали в шести отрядах колонии — всего 550 человек.
Ранее, по словам Дроздова, там были избиты трое заключенных. Один из них пострадал сильнее других: сообщалось, что к нему пришли врачи, но оказывать мужчине медицинскую помощь они отказались. Заключенные рассказали Дроздову, что к жестокому обращению с ними причастен заместитель начальника колонии Магомедов — по их словам, события в ИК-19 начались с того, что тот избил осужденного в своем кабинете. Второго осужденного, Дениса Рускова, били в дежурной части, затем — в комнате учета и хранения картотеки. О третьем пострадавшем известно только то, что его тоже избили сотрудники колонии.
После случившегося, по данным Дроздова, колонию посетил заместитель начальника областного управления ФСИН, который заявил, что если осужденные продолжат держать голодовку и заниматься демонстративным членовредительством, их избиение будет одобрено уже из Москвы. Издание Life со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщало, что руководство колонии не получало от заключенных претензий к условиям содержания. Собеседник издания утверждал, что 11 заключенных из ШИЗО порезали себе руки осколками раковин и саморезами: по его словам, царапины были неглубокими, «они больше для виду старались» и не объясняли, зачем наносят себе увечья. Дроздов назвал эту информацию недостоверной.
Позже в пресс-службе областного управления ФСИН сообщили, что семеро заключенных совершили акт членовредительства в знак протеста против установленных правил внутреннего распорядка, а затем еще четверо нанесли себе незначительные порезы. В ведомстве утверждали, что у осужденных не было никаких конфликтов с сотрудниками. Информацию о массовой голодовке в УФСИН отрицали. Также в пресс-службе ведомства заверили, что жалоб на насилие со стороны представителей администрации этой колонии до инцидента не поступало.
В УФСИН подтвердили, что заместитель начальника управления посещал колонию, и обещали провести служебную проверку в связи с происшедшим. Прокуратура региона сообщала о проведении собственной проверки. При этом координатор проекта Gulagu.net после общения с заключенными рассказал, что те намерены голодать, пока в колонию не приедут представители Генпрокуратуры и президентского Совета по правам человека.
22 июля стало известно, что пятеро арестантов в следственном изоляторе № 1 Архангельска четыре дня назад объявили голодовку. Четверо из них — обвиняемые, пятый участник голодовки — осужденный. Обвиняемые объяснили решение объявить голодовку несогласием со следственными действиями.
Осужденный объявил голодовку в знак протеста против помещения его в карцер за нарушение правил внутреннего распорядка, он посчитал наказание необоснованным. По словам пресс-секретаря управления ФСИН Ларисы Знатных, его отправили в карцер за нецензурные высказывания и игнорирование требований сотрудников СИЗО. В УФСИН заверили, что голодающих каждый день осматривают врачи.
В ночь на 25 июля произошел бунт в хакасской исправительной колонии № 35, участниками которого, как уверяет Следственный комитет, были 242 человека. СК возбудил уголовное дело о массовых беспорядках (часть 1 статьи 212 УК): в ходе бунта один корпус колонии был разрушен изнутри. По данным следствия, заключенные разгромили кабинеты, камеры и помещения жизнеобеспечения, переворачивали кровати, выкидывали в окна тумбочки и выламывали двери. По предварительной версии следствия, 22 июля в колонию прибыл осужденный за угон: он якобы и стал одним из организоторов беспорядков, продолжавшихся с вечера 24 июля до половины шестого утра.
Всего предполагаемых организаторов бунта было трое. Вскоре их задержали: по версии СК, это были заключенные Фархад Ниязов, Арсен Абрамян и Юрий Тымтышев. Представитель хакасского управления СК Светлана Павина рассказала об их требованиях: разрешить разговаривать по телефону и курить, где они захотят, а не в отведенных для этого местах. По словам Павиной, сроки у зачинщиков бунта заканчиваются в 2018–19 годах. Ущерб от беспорядков в управлении ФСИН оценили в 1,5 млн рублей.
По словам начальника хакасского УФСИН, наиболее активными участниками беспорядков стали мусульмане (таджики, киргизы и азербайджанцы), которые требовали разрешить им молиться в любое время. Чиновник говорил, что взбунтовавшиеся заключенные кричали «Аллаху акбар!» и закрывали лица тканью, чтобы их было труднее опознать.
12 августа стало известно, что Следственный комитет возбудил уголовное дело о гибели заключенного Сиевуша Сабирова, участника бунта в хакасской ИК-35, откуда его вскоре после бунта этапировали в ИК-33. Дело было возбуждено по статье об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности его смерть (часть 4 статьи 111 УК).
По данным СК, днем 8 августа Сабирова доставили в приемный покой Абаканской межрайонной клинической больницы с диагнозом «закрытая травма живота, разлитой перитонит, сепсис, септический шок, множественные кровоподтеки и ссадины мягких тканей головы, туловища, конечностей». На следующий день он умер.
Осведомленный источник проекта Gulagu.net рассказал, что перед смертью Сабирова избили сотрудники единого помещения камерного типа в ИК-33. По словам источника, его и еще пятерых участников бунта в ИК-35 в этой колонии подвергли издевательствам и сексуальному насилию. Бывшие заключенные, находившиеся в ЕПКТ ИК-33, рассказывали о систематическом насилии со стороны сотрудников.
26 августа четверо подсудимых пытались покончить с собой в Нагатинском районном суде Москвы. Источник РИА «Новости» в правоохранительных органах сообщал, что их обвиняли в мошенничестве в крупном размере или с использованием своего служебного положения (часть 3 статьи 159 УК).
Собеседник агентства рассказал, что подсудимые пытались совершить самоубийство в конвойном помещении. В суд оперативно вызвали скорую помощь. Причина, по которой подсудимые собирались покончить с собой, не называется. По данным Life, они успели «оставить порезы на своих руках».