Протест в местах лишения свободы: март-май
Саша Богино
Статья
1 июня 2016, 9:33

Протест в местах лишения свободы: март-май

Иллюстрация: Алексей Сухов / Медиазона

Голодовка из-за антисанитарии в СИЗО города Кизел, массовый протест в изоляторе Нальчика, вскрытые на глазах сотрудников ОНК вены и задержание «авторитетов» у Владимирского централа. «Медиазона» публикует данные о коллективных выступлениях и акциях протеста в колониях и СИЗО России весной 2016 года. Обзор составлен на основе открытых источников и официальных сообщений ФСИН.

Март

Утром 21 марта к Владимирскому централу (ФКУ Тюрьма-2 в городе Владимире) подъехала группа неизвестных, которые, как сообщили в управлении ФСИН по региону, «препятствовали работе тюрьмы». Сотрудники исправительного учреждения вызвали к зданию тюрьмы полицию. В УФСИН связывали происходящее с переводом в областную больницу на базе ИК-3 Владимира одного из осужденных, который нанес себе порезы.

Источники издания «33 губерния» уточнили, что речь идет о 25-летнем «воре в законе» Хамзате Аушеве. 11 марта он якобы напал на охранника, за что, по непроверенным данным, был избит сотрудниками колонии. Собравшиеся у здания централа, по словам собеседников издания, были уголовными авторитетами, которые намеревались поддержать бунт в тюрьме из-за избиения Аушева.

В итоге собравшихся задержал ОМОН. О выступлениях заключенных внутри Тюрьмы-2 не сообщалось.

23 марта в ИК-54 в городе Новая Ляля Свердловской области осужденный из Чечни вскрыл себе вены во время визита правозащитников. В колонии находились член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин и члены Общественной наблюдательной комиссии. Член ОНК Лариса Захарова рассказала, что осужденный порезал вены во время проверки в отряде, объяснив это тем, что он «устал терпеть унижения и издевательства со стороны активистов (сотрудничающих с администрацией осужденных — МЗ) колонии».

Еще двое осужденных рассказали о систематических унижениях и угрозах совершения сексуального насилия со стороны неофициальных дневальных и уборщиков, а также «об ужасах отряда СУС, куда попадают после карантина заключенные на "профилактику"». Всех троих осужденных, по словам Захаровой, поместили в безопасное место под видеонаблюдение. По итогам проверки член СПЧ Бабушкин признал, что в колонии есть активисты, которые «подавляют волю основной массы заключенных».

Апрель

В ночь на 11 апреля в следственном изоляторе №1 Нальчика произошла попытка массового [Роскомнадзора], в которой участвовали 24 человека, сообщило издание «Кавказский узел». Накануне находящийся в этом СИЗО Анзор Кодзоков пытался совершить [Роскомнадзор] прямо на заседании Чегемского районного суда. Родственник Кодзокова рассказал, что в изоляторе мужчину насильно побрили и при этом избили. По словам родственников арестантов, противоправные действия сотрудников СИЗО также спровоцировали массовую голодовку.

Сообщалось, что арестованного Руслана Жугова неоднократно избивали во время прогулки, у Ислама Шешева из-за избиения поврежден позвоночник, а Олег Мисхожев находился в карцере более 40 дней за отказ побриться. Также родственники говорили об избиении Алима Сундукова и других арестантов: за отказ выйти на прогулку из-за плохого самочувствия, за отказ побриться, за якобы заклеенный глазок в камере.

12 апреля в управлении ФСИН по Кабардино-Балкарии сообщили, что шестеро арестантов подали письменные заявления об отказе от приема пищи, а семеро осужденных и обвиняемых «нанесли себе незначительные порезы в области предплечья и живота лезвием от одноразового бритвенного станка». В УФСИН отмечали, что арестантам оказали медицинскую помощь, и их жизни и здоровью ничего не угрожает.

В СИЗО началась проверка, предварительные выводы которой 19 апреля огласил начальник УФСИН Мухамед Маржохов. Комиссия заключила, что действия сотрудников СИЗО были законными и правомерными, а требования некоторых арестантов — незаконными и неправомерными. Зачинщиками Маржохов назвал «группу Сохова», которая «решила заработать себе определенный авторитет» перед этапированием. По данным Маржохова, 11-12 апреля семеро арестантов «нанесли себе повреждения, в том числе колотые раны, гвоздем пробили себе брюшную полость», четыре человека порезали предплечья и еще 46 человек объявили голодовку. По его словам, ситуацию удалось нормализовать в течение суток.

Май

В середине мая в следственном изоляторе №3 в городе Кизел Пермского края несколько арестованных объявили голодовку. По разным данным, в ней участвовали от трех до восьми человек, недовольных качеством еды и условиями содержания. Издание Life сообщило 17 мая, что из-за антисанитарии в СИЗО голодают более 20 арестантов, причем один из них объявил голодовку 20 дней назад, а на тот момент уже перестал пить воду. Соседи по камере рассказывали, что он теряет сознание, но врачи его не посещают. Арестованные также сообщили изданию, что после смены руководства в следственном изоляторе к ним «зашли люди в масках, избили и отобрали средства личной гигиены». Кроме того, арестанты жаловались на крыс в камерах, непригодную для питья воду, плохое освещение, грязные матрасы и подушки и канализацию, которую почти не чистят.

В краевом управлении ФСИН изданию «ВКурсе.ру» подтвердили факт голодовки, при этом утверждая, что с 17 мая в СИЗО голодают всего четыре человека, причем каждый из них уже имеет судимость, а двоим недавно вынесли новые приговоры за нападение на сотрудников ФСИН. Пресс-секретарь УФСИН Станислав Волегов высказал мнение, что арестанты пытались дискредитировать новое руководство СИЗО: по его словам, в изоляторе нет никакой антисанитарии и все нормы соблюдены.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке