28 мая 2015 года компания молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет отдыхала в горнолыжном комплексе поселка Кукмор, что в 115 километрах к северо-востоку от Казани. Мужчины выпивали у костра; один из них решил пригласить к импровизированному столу свою знакомую, у которой в тот день гостили подруги — 14-летняя Оксана и 19-летняя Марина (имена потерпевших изменены по просьбе адвоката, представляющего их интересы). Сама девушка от приглашения отказалась, но ее гостьи сели в машину и отправились на праздник.
«Молодой человек сам приехал за ними на машине, забрал их двоих из дома знакомой и привез на место, где отдыхал с друзьями. При этом подросток познакомилась с инициатором встречи, а впоследствии и изнасилования, за пару дней до инцидента, а вторая девушка вообще видела его впервые», — рассказывает адвокат Раушания Камалова, сотрудничающая с правозащитной организацией «Зона Права» и представляющая интересы потерпевших. По ее словам, когда девушек привезли к горнолыжному комплексу, у костра оставались четверо мужчин, один из них — бывший сотрудник полиции.
Первой жертвой сексуального насилия в тот день стала несовершеннолетняя Оксана. «Выпивший молодой человек начал подталкивать ее в сторону кустов, подальше от компании и там начал раздевать девочку. Она говорит, что пыталась бороться с ним, просила остановиться, но он ее просьбы проигнорировал — толкнул на землю, навалился и изнасиловал», — рассказывает версию Оксаны адвокат. После этого мужчина приказал потерпевшей одеться и привел обратно к костру. Девочка присела возле огня, а ее насильник стал рассказывать друзьям о произошедшем и предлагать им тоже заняться сексом с подростком. «Таким образом, Оксану в тот день изнасиловали трое взрослых мужчин», — говорит Камалова. Позже несовершеннолетняя сообщила, что в изнасиловании участвовали мужчина по имени Айдар (он был инициатором преступления) и его приятели — Рамис и Эдуард.
Вскоре Айдар вызвался отвезти 19-летнюю Марину домой. Они вместе пошли к припаркованному неподалеку автомобилю, мужчина усадил девушку на заднее сиденье, заблокировал двери и, несмотря на сопротивление, изнасиловал и ее. Затем молодые люди вернулись к компании. «Девушке просто некуда было деться. Второй обвиняемый также начал предлагать Марине вступить в интимные отношения. Видимо, поскольку она постарше, Марина сообразила, как надо себя вести — она согласилась пойти с мужчиной к автомобилю, а затем убежала от него», — поясняет адвокат Камалова.
Марина добежала до ближайшего дома и принялась стучать в окна и двери, пока ей не открыли. Девушка рассказала хозяйке о случившемся; вскоре на место происшествия прибыла полиция. Задержанные мужчины пытались убедить правоохранительные органы, что сексом с ними девушки занимались по обоюдному согласию.
«Исходя из того, как эта девушка обратилась за помощью, становится ясно, что слова обвиняемых о добровольных половых контактах звучат, мягко говоря, неубедительно. Если бы они друг друга до этого знали, встречались, и, если бы девушки обратились в полиции дня через два после полового контакта, могли бы возникнуть хоть какие-то сомнения в их показаниях. Но в этой истории девочка побежала и ворвалась в незнакомый дом, обратилась к незнакомым людям, кричала, что ее изнасиловали. Я не думаю, что девушки после добровольного полового акта себя так ведут», — рассуждает адвокат.
После инцидента Оксана и Марина прошли медицинское освидетельствование. «Никаких особенных повреждений оно не показало, но девочки и не говорят, что их избивали. Только старшая потерпевшая утверждала, что насиловавший ее мужчина отвесил ей несколько пощечин и в процессе поцарапал ей лоб кольцом. Действительно, эту царапину на лбу врачи зафиксировали. А экспертиза куска ткани из машины показала, что на ней есть кровь потерпевшей», – говорит адвокат.
Сразу после изнасилования у девушек были взяты вагинальные смывы, однако, пока тянулось расследование, образцы стали непригодны для проведения некоторых экспертиз – как оказалось, их хранили ненадлежащим образом. До сих пор не были проведены исследования и по образцам крови.
Дело об изнасиловании Марины (часть 1 статьи 131 УК) и несовершеннолетней Оксаны (пункт «а», части 3 статьи 131 УК) впервые было возбуждено 7 июня прошлого года Арским межрайонным следственным отделом СК. Обвиняемыми стали трое мужчин, при этом бывший полицейский проходил по делу свидетелем – он в изнасиловании девушек, по словам самих потерпевших, не участвовал. Впрочем, уже в конце месяца постановление о возбуждении дела было отменено: по словам несовершеннолетней потерпевшей, в июле прошлого года прокурор Кукморского района Минимулла Назипов пригласил ее вместе с матерью в свой кабинет и потребовал признаться в даче ложных показаний.
«Назипов вызвал потерпевшую и ее маму через следователя. Он очень агрессивно с ними беседовал, напирая на то, что девушка сама виновата. Он очень настойчиво порекомендовал написать, что половой акт с мужчинами был добровольным. В противном случае, говорил он, потерпевшая девочка будет опозорена – о случившемся станет известно всему поселку. Ее маме, работающей учительницей, прокурор пригрозил увольнением», — поясняет Камалова. Под давлением прокурора Оксана написала объяснительную и отказалась от данных ранее показаний.
Давление прокурор оказывал и на вторую потерпевшую — Марину — однако девушка свое заявление не забрала. Тем не менее, замглавы Арского следственного отдела Ришат Самигуллин, в прошлом занимавший должность заместителя Назапова, дал указание своему подчиненному прекратить уголовное дело об изнасиловании в связи с отсутствием в действиях обвиняемых состава преступления.
«Истинной же причиной отмены постановления о возбуждении уголовного дела, возможно, стало то, что один из предполагаемых насильников мог быть родственником водителя на тот момент прокурора Кукморского района», — предполагало позже издание «Казанский репортер», уточняя, что официально подтвердить эту информацию журналистам не удалось.
Лишь спустя несколько месяцев делом об изнасиловании двух девушек заинтересовался центральный аппарат республиканского следственного управления СК. 13 января 2016 года в отношении прокурора Кукморского района Назипова было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий (часть 1 статьи 286 УК) и принуждения 14-летней потерпевшей к даче ложных показаний (часть 2 статьи 309 УК). В конце января Назипов был уволен, должность районного прокурора занял Ришат Шакиров. Дело о превышении полномочий было возбуждено и против замруководителя Арского следственного отдела Самигуллина.
16 февраля «Казанский репортер» сообщил, что спустя два дня после возбуждения дела против Назипова прокурор Татарстана Илдус Нафиков постановил закрыть дело против своего подчиненного. «Прокурор Назипов при осуществлении надзорной деятельности действовал в соответствии с возложенными на него полномочиями», — подчеркнул прокурор республики. В воем постановлении он подчеркнул, что «объективными данными доводы потерпевшей и ее матери не подтверждаются».
В документе, оказавшемся в распоряжении издания, говорится, что в день, когда обе потерпевшие были изнасилованы, девушки употребляли спиртные напитки «и именно в связи с этим» прокурор Назипов вызвал в свой кабинет Оксану и ее мать. Последняя позже была привлечена к административной ответственности по статьям КоАП 20.22 (нахождении несовершеннолетнего лица в состоянии опьянения) и 3. 11 (несоблюдение требований к обеспечению мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей и их развитию).
«Исходя из этого следует, что у потерпевшей и ее матери имелся личный мотив для оговора Назипова», — заключил прокурор Татарстана.
Впрочем, теперь Нафиков вынужден оправдываться за собственное решение: один из обвиняемых признался следователям, что молодые люди, рассчитывая на закрытие уголовного дела об изнасиловании, собирали деньги на подкуп чиновников.
Фрагмент оперативного видео, на котором о готовящемся подкупе говорит сидящий спиной к камере человек, демонстрировал в эфире канал «Рен-ТВ»; адвокат Камалова подтвердила «Медиазоне» эту информацию.
«Прокуратура как надзорный орган заинтересована в объективном расследовании уголовного дела об изнасиловании», — заверил Нафиков. Он пояснил, что расследование продолжается, «в связи с этим комментировать ход расследования и делать какие-либо выводы преждевременно и недопустимо».
Сейчас все трое обвиняемых в изнасиловании девушек взяты под стражу. Потерпевшие общаться с журналистами пока отказываются — по словам адвоката, они обе переживают сильный стресс. Мать изнасилованной несовершеннолетей направила в суд жалобу на решение прокурора республики — она просит признать постановление Нафикова незаконным и возобновить предварительное следствие. Вахитовский районный суд рассмотрит ее жалобу 25 февраля.