Игра в самолетики. «Команда 29» рассказала о деле осужденного за госизмену из-за комментариев на авиационном форуме
Дарья Гуськова
Игра в самолетики. «Команда 29» рассказала о деле осужденного за госизмену из-за комментариев на авиационном форуме
6 ноября 2018, 12:01

Сборка истребителей Су-35 на заводе КнААЗ. Фото: Марина Лысцева / ТАСС

31 октября 2017 года пресс-секретарь УФСБ по Хабаровскому краю рассказала «Российской газете» о приговоре, который был вынесен Хабаровским краевым судом 26-летнему сотруднику «одного из оборонных предприятий» региона по статье 275 УК (госизмена). Сообщение спецслужбы, в котором не указывалась ни дата судебного заседания, ни имя осужденного, было единственным официальным источником информации о деле, однако «Команда 29» выяснила, что речь идет о технологе авиазавода из Комсомольска-на-Амуре Романе Дмитриеве, который получил 4,5 года колонии за переписку с гражданином Израиля на форуме любителей военной авиации.

Дмитриева задержали в апреле 2016 года на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) в Комсомольске-на-Амуре, где он работал с 2013 года, рассказал «Команде 29» осведомленный о ходе следствия источник. Дома у технолога провели обыск, изъяли технику и документы. Дмитриева увезли в региональное управление ФСБ, где «спрашивали, зачем он размещал данные о самолетах на форумах». Силовики то обещали задержанному условный срок, то грозились отправить его в СИЗО и требовали признаться, что он передал кому-то секретные сведения. В итоге технолога в сопровождении двоих оперативников отправили ночевать в гостиницу, а на следующий день допросили еще раз. Ему предложили сотрудничать со следствием и заставили повторить на камеру данные накануне показания. После этого задержанного отпустили и посоветовали никому ничего не рассказывать.

Через полгода против технолога возбудили дело о разглашении гостайны с использованием служебного положения (статья 283 УК). Оно было связано с тремя из 230 комментариев, которые Дмитриев под ником Азохен Вэй оставил на форуме airforce.ru в темах, посвященных самолетам, которые выпускает КнААЗ. Технолог писал, в частности, об экспорте продукции завода, указывая номера самолетов, их количество и страны, в которые планируется поставка.

Секретную информацию в комментариях нашли только со второго раза. Первую экспертизу сообщений Дмитриева проводили эксперты 11-й армии ВВС и ПВО, которые решили, что комментарии на форуме не содержат гостайны. Повторную экспертизу сделали сотрудники режимного отдела КнААЗ, которые не согласились с выводами коллег.

У Дмитриева был третий — низший — уровень допуска к гостайне. «Чтобы объяснить, как Дмитриев получил секретные документы, завели ещe одно дело в отношении другого сотрудника завода — инженера Лайтера А.Н., который расшарил секретные документы в корпоративной сети <…> Есть вероятность, что дело Лайтера позже было прекращено или не дошло до суда», — пишет «Команда 29».

Силовики предложили Дмитриеву признать вину, пообещав ему взамен условный срок. Когда технолог согласился и подписал все необходимые документы, его дело переквалифицировали на госизмену (статья 275 УК).

После этого в деле появился «представитель иностранной разведки», которому, по версии следствия, сотрудник завода переправлял секретную информацию. Речь идет о 68-летнем бывшем советском летчике Михаиле Цайгере, который уже 22 года живет в Израиле. Дмитриев познакомился с Цайгером на форуме любителей военной истории, где последнего знали под ником Бен-Ицхак; несколько раз они связывались и по электронной почте. Дмитриев, по версии следствия, сразу же понял, что Цайгер — агент «Моссада». В этом ему помогли знания, полученные из «просмотренных им общедоступных художественных фильмов, литературы и тематических сайтов об осуществлении иностранными государствами и их представителями разведывательной деятельности в области новейших секретных военных разработок».

Основной метод работы агента «Моссада» Цайгера — троллинг в интернете. Следствие полагает, что он специально оскорблял оппонентов и восхвалял израильскую военную технику, чтобы спровоцировать других посетителей форума вступить с ним в дискуссию и в полемическом запале выдать секретную информацию. Согласно материалам дела, на которые ссылается «Команда 29», засекреченный свидетель, называющий себя ветераном разведки, подтвердил, что переписка Дмитриева и Цайгера на форуме выглядит как «типичная процедура вербовки». По его словам, разведчики часто ищут людей с доступом к гостайне на специализированных интернет-площадках.

Дмитриев отправил секретные сведения на адрес Цайгера [email protected], который, согласно справке от Департамента контрразведывательных операций первого отдела ФСБ, «используется спецслужбами Израиля». Однако затем, утверждает следствие, технолог понял, что платить за информацию ему никто не собирается, и выложил ее на форуме, чтобы найти новых покупателей.

«Команда 29» написала на адрес [email protected]. В ответном письме владелец почтового ящика признал, что давно знаком с Дмитриевым и действительно получил от него несколько писем. Но он настаивает, что в них не было «ничего такого, что могло бы заинтересовать хоть какую-то разведку в мире». Он отрицает какую-либо связь с «Моссадом» и утверждает, что не интересен разведчикам.

«Я могу в принципе обратиться [в "Моссад"] и для хохмы, может быть, даже и получить справку о том, что не являюсь их сотрудником, ни платным, ни "на общественных началах" — но кто же такой справке где-то в ФСБ поверит?

О Романе у меня самые теплые, самые лучшие мнения. <...> Его процесс — очередное большое свинство сотрудников ФСБ, он просто жертва шпиономании <...>. Мне очень жаль, что я стал косвенным виновником его злоключений. Знал бы — вообще не стал бы с ним переписываться, кроме как на форумах...» — цитирует «Команда 29» письмо Цайгера.

Дело Дмитриева расследовалось «в рамках закона», утверждает защитник Алексей Ливицкий. Адвоката наняло юридическое управление завода; он не говорил с подзащитным наедине, не посещал технолога в СИЗО и не присутствовал на оглашении приговора. Общаться с «Командой 29» Левицкий отказался, сославшись на подписку о неразглашении, тайну следствия, а также адвокатскую и государственную тайну.

Сейчас Дмитриев отбывает наказание в ИК-7 в Комсомольске-на-Амуре, срок его заключения истекает в декабре 2021 года.