Правила съема. Как не допустить на выборы кандидата от оппозиции
Максим Литаврин|Давид Френкель
Правила съема. Как не допустить на выборы кандидата от оппозиции

Фото: Давид Френкель / Медиазона

Где ​ИНН компании Apple, почему слово «партия» с маленькой буквы, у вас пособие на ребенка в размере 176 рублей не указано, ой, тут файл не открывается — «Медиазона» составила перечень самых надуманных причин для отказа в регистрации независимых кандидатов на сентябрьских выборах. Кстати, а почему у вас «Эппл» не по-русски?

​Графологу виднее

Одного из наиболее узнаваемых кандидатов от оппозиции в Москве, главу муниципального округа Красносельский Илью Яшина не зарегистрировали, так как графологи обнаружили в собранных им подписях недопустимый процент брака. 

Яшин с этим решением не согласен: он утверждает, что все его документы оформлены верно. Оппозиционер выкладывал видео, на котором избиратели, чьи подписи признали недействительными, подтверждают, что на самом деле поддерживают выдвижение Яшина. Позже эти люди лично пришли на заседание избиркома, чтобы заверить свои подписи, но их не послушали.  

«Представитель Мосгоризбиркома Дмитрий Реут скалился: "Ну откуда мы знаем, может, вы их мотивировали? Оснований не верить экспертам нет". Ну то есть если эксперт говорит, что вы вносили данные в подписной лист не сами, то вы просто не имеете шансов доказать обратное. Мнение эксперта важнее заявления самого избирателя», — писал Яшин.

С такими же трудностями столкнулась и соратница Алексея Навального Любовь Соболь; кандидат также публиковала видео с москвичами, подтверждающими подлинность подписей, которые забраковал избирком. Решение по ее регистрации на момент публикации текста еще не принято. 

Зампред районного отделения «Яблока» в ЦАО Федор Велембовский рассказывает «Медиазоне», что у московских кандидатов от партии графолог признавал недействительными зачеркнутые подписи и даже пустые строки. «То есть в его заключении написано, что у нас в такой-то подписи дата выполнена одной рукой, а у нас на месте этой даты белая бумага», — недоумевает он.

Главу петербургского «Яблока» Екатерину Кузнецову избирательная комиссия муниципального образования (ИКМО) Смольнинское заподозрила в подделке собственной подписи: комиссия сказала, что подпись главы местного отделения партии в одном из документов не настоящая. Когда выяснилось, что это она и есть, комиссия изменила причину отказа и сказала, что вообще не получала упомянутый документ, хотя расписывалась в его принятии. 

Анастасия Ыкторвна

Еще одна распространенная причина для выбраковки подписей — опечатки сотрудников избиркома при внесении данных избирателей в базы для проверки. О таких случаях рассказывал в своем твиттере юрист ФБК Иван Жданов, баллотирующийся в Мосгордуму по районам Аэропорт, Войковский, Коптево и Сокол. Большое количество ошибок он объясняет небрежностью комиссии, которая при этом требует от кандидатов идеального оформления сдаваемых ими документов.

Оппозиционеры Дмитрий Гудков и Александр Соловьев, которые столкнулись с такой же проблемой при проверке подписей, уверены, что опечатки сделаны умышленно. 

«Анастасия Ыкторвна Балашова и другие удивительные люди. <...> Невозможно случайно ошибиться, написав вместо “Викторовна” "Ыкторвна"», — считает Гудков. 

По словам Велембовского, избиркомы нередко ошибаются и в цифрах — например, путают номера паспортов. «Еще интереснее с годами рождения: по мнению комиссии, существуют года рождения от 32 947 до 37 045», — рассказывает он. В ИКМО Смольнинское в Петербурге нули приняли за девятки — получилось, что подпись датирована 96-м месяцем 2 919 года, и ее забраковали.


Отсутствие отсутствия 

Кандидата в Мосгордуму от КПРФ (районы Митино и Покровское-Стрешнево) Тимура Абушаева сняли с выборов из-за того, что он не написал слово «отсутствует» в графе для сведений об имуществе за рубежом. При этом зарубежного имущества у него нет — Абушаев просто оставил эту графу пустой. 

При подаче документов избирательная комиссия не обратила на это внимания и зарегистрировала кандидата, однако затем в суд с иском обратился его соперник от ЛДПР. Абушаев попытался объяснить, что в шаблоне справки не было требования вписывать слово «отсутствует», однако суд счел, что он эту графу не заполнил, значит, сведения не предоставил, а значит — должен быть с выборов снят. 

По похожей причине отказали в регистрации кандидату из Петербурга, выдвигавшемуся по району Коломяги, рассказывает юрист городского предвыборного штаба «Яблока» Виктор Воробьев: «Он не заполнил графы "Дачи, гаражи и иное недвижимое имущество" в сведениях о доходах. Имущества, подходящего под эти графы, у него нет». 

«Еще отказывали кандидатам, так как они не указали сведения о высшем образовании, членстве в партии или судимости — несмотря на то, что у них тупо нет образования или судимости, а в партии они не состоят. Про членство в партиях и общественных организациях вообще исключительно по желанию указывается», — объясняет Воробьев.

Плохо подшитые листы

Кандидату от «Яблока» в Москве Елене Русаковой (Академический, Гагаринский, Ломоносовский районы) забраковали 20% подписей из-за того, что у нее якобы не прошиты и не пронумерованы подписные листы. 

Такую же претензию предъявила комиссия ИКМО Коломна кандидату, чьи подписные листы были скреплены без указания количества страниц и даты брошюровки, хотя в законе таких требований нет, рассказал «Медиазоне» глава петербургского штаба Навального Александр Шуршев. 

Финансы

Юрист петербургского штаба «Яблока» Виктор Воробьев рассказывает, что в муниципальном округе Остров Декабристов кандидата Ольгу Лысову не стали регистрировать из-за «сокрытия источника дохода»: она не указала, что получила от Российской Федерации 176 рублей в качестве пособия на ребенка. 

Во Владимирском округе, продолжает Воробьев, кандидату отказали, так как он, отчитываясь о доходах с акций компании Apple, не указал ее ИНН, ошибся с адресом и написал название юрлица на английском языке. 

Фото: Давид Френкель / Медиазона

Почта виновата

Большинство отказов в регистрации в Петербурге связаны с тем, что комиссии якобы не получали от партии «Яблоко» уведомлений о конференции, на которой принималось решение о выдвижении кандидатов. Такие отказы выносили комиссии муниципальных образований Дачное, Владимирский округ, Звездное, Васильевский округ, Екатерингофский, Коломна и многие другие. Комиссии отрицали получение извещений, даже когда кандидаты на заседании показывали копию отправленной телеграммы. 

В округе Введенский комиссия, получив уведомление, отправила его назад. К моменту заседания по регистрации кандидатов документ все еще находился на почте, и комиссия вынесла отказ.

ИКМО Коломяги отказало кандидатам из-за нарушения срока подачи уведомления — телеграмма была отправлена вовремя, но комиссия зарегистрировала ее не сразу, рассказал «Медиазоне» ее член с правом совещательного голоса от «Яблока» Юрий Багров.

В ИКМО Владимирский округ в получении уведомления расписалась некая Богданова, следует из видео, опубликованного в канале «Наблюдатели Петербурга». Вызывать эту якобы не известную членам комиссии женщину на заседание не стали. 

Совсем уж беззастенчивая казуистика

Те петербургские комиссии, которые все же признали получение уведомления о партийной конференции, обычно находили в документе те или иные формальные недочеты. 

Например, по сведениям «Яблока», комиссия 72-го избирательного округа отказала кандидатам, так как конференция о выдвижении началась 25 июня, а закончилась уже после полуночи, то есть 26-го. Комиссия посчитала, что это два разных мероприятия, которые проходили в разные дни, а уведомление было составлено только о первом. 

Сотрудники ИКМО Екатерингофский не зарегистрировали сразу нескольких кандидатов от ЛДПР. Комиссия приняла уведомление о выдвижении только у первого кандидата, остальным секретарь сообщила, что в документе приводится список всех кандидатов от партии, поэтому подавать такую же бумагу каждому из них необязательно. Впоследствии всем, кроме первого, было отказано в регистрации именно из-за отсутствия уведомления, при этом секретарь даже не отрицала своих слов — она лишь утверждала, что не отказалась принимать документы, а рекомендовала их не подавать. Корреспондент «Медиазоны» присутствовал на заседании ИКМО, когда она вынесла отказ в регистрации.

В Литейном округе кандидату от «Яблока» отказали на том основании, что в его документах слова «политическая» и «партия» были написаны со строчной, а не заглавной буквы.

В муниципалитете Чкаловское сомнения комиссии вызвала подпись лидера петербургского отделения «Яблока» Екатерины Кузнецовой под документом о выдвижении кандидата Татьяны Лазовской, рассказал «Медиазоне» партийный юрист Виктор Воробьев. Члены избиркома запросили в соседнем муниципалитете образцы подписи Кузнецовой из документов других кандидатов, признали бумаги Лазовской поддельными и отказали ей в регистрации.

Сбор подписей без договора со сборщиком

Та же избирательная комиссия по округу Екатерингофский отказала в регистрации главе петербургского штаба Навального Александру Шуршеву и другим самовыдвиженцам, так как они не предоставили договоры со сборщиками подписей. Комиссия решила, что они собирали подписи сами; эти кандидаты являются также членами участковых избирательных комиссий, а последним участие в сборе подписей запрещено законом

При этом ранее Центризбирком не считал участие членов комиссий в сборе подписей за свое выдвижение нарушением (ответ за запрос Виктора Воробьева от 2017 года есть в распоряжении «Медиазоны»).

Из письма ЦИК Виктору Воробьеву от 17 июля 2017 года

Так или иначе, договор со сборщиками подписей не входит в пакет документов, которые требуются для регистрации кандидата, напоминает юрист «Яблока».  

Подмена документов

Кандидату из Петербурга Полине Костылевой отказали в регистрации из-за того, что она якобы не подала в комиссию копию страниц паспорта с регистрацией. Сама Костылева утверждает, что копии подменили — на заседании избиркома она обнаружила, что на сканах паспорта отсутствуют штампы «копия верна», проставленные при подаче документов. 

В Москве о подмене документов заявил оппозиционер из района Зюзино Константин Янкаускас. По его словам, после сдачи документов в комиссию те заменили квитанцию об оплате подписных листов, изменив дату платежа с седьмого на 15 июня — из-за этого недействительными признали более 500 подписей. 

Юрист «Яблока» Виктор Воробьев рассказывает, что комиссии умышленно портят pdf-файлы — так называемую «машиночитаемую форму» документов. Если поменять расширение файла на .exe, документ не откроется; в других случаях в комиссиях распечатывают неполный pdf документа и заменяют им оригинал, а затем отказывают кандидату из-за отсутствия подписи. Политтехнолог Максим Кац добавляет, что комиссии в Петербурге меняют местами решения о выдвижении у двух кандидатов из соседних избирательных округов и говорят, что кандидат принес не свои документы. 

Потеря документов

Кандидаты, которые пытались зарегистрироваться в петербургском муниципальном округе Звездное, утверждают, что комиссия выбросила часть принятых у них документов, а затем заменила титульный лист с описью (он не заверяется подписью). В этой же ИКМО два кандидата получили отказы из-за штампов «аннулировано» в российских паспортах, которые до 2010 года ФМС ставила при истечении срока действия загранпаспорта. 

В ИКМО Черная речка в регистрации отказали кандидатам от «Справедливой России» — комиссия заявила, что не получала от партии уведомления об их выдвижении, несмотря на то, что на копии поставлены отметки о принятии этого документа. 

 Редактор: Дмитрий Ткачев

Исправлено в 18:32. Добавлена ссылка на видео с заседания ИКМО Владимирский округ, которая пытается выяснить, кто же такая Богданова, получившая телеграмму с уведомлением о выдвижении кандидата.