Полицейские бьют женщин на акциях, но государство их даже не ищет. Два примера из Москвы и Петербурга
Олег Зурман
Полицейские бьют женщин на акциях, но государство их даже не ищет. Два примера из Москвы и Петербурга
25 марта 2021, 10:02

Маргарита Юдина. Кадр из видео «Команды 29»

Спустя два месяца после того, как силовик пнул в живот петербурженку Маргариту Юдину, Следственный комитет все еще не возбудил уголовное дело — а МВД отказалось приносить ей извинения. Полтора года назад такая же история — попавшее на видео избиение во время акции, возмущение общества, отсутствие хоть какого-то расследования — произошла и с москвичкой Дарьей Сосновской.

МВД до сих пор даже не принесло официальных извинений Маргарите Юдиной, которую 23 января пнул в живот полицейский — после этого удара женщина оказалась в больнице. В ведомстве объясняют свое нежелание извиняться тем, что полицейского так и не нашли и «в настоящее время проводятся мероприятия по установлению данного сотрудника».

При этом ударивший Юдину полицейский даже навещал ее в больнице — во всяком случае, этот человек так представился. Он принес пострадавшей букет хризантем и попросил прощения, сказав, что у него просто «забрало запотело» и его «залили газом», а потому он не видел, что творит. На видео, впрочем, отчетливо видно, что забрало у силовика было поднято:

Пострадавшая вспоминает, что в больнице разные люди весь день уговаривали ее простить полицейского, а в палату приходил еще и полковник полиции Сергей Музыка. «Это не наши методы, мы стоим на страже законности и правопорядка», — говорил Музыка.

Даже уголовное дело об избиении, впрочем, Следственный комитет до сих пор не возбудил.

«Они хотят эту систему зацементировать безнаказанностью. Они хотят, чтобы остальные [полицейские] знали, что вы, ребят, можете делать, что хотите, вам ничего не будет», — уверена Юдина, которая прощать полицейского все же не собирается и намерена добиваться его наказания.

Но этого может и не произойти. Адвокат представляющей ее интересы «Команды 29» Валерия Ветошкина замечает, что «государство не хочет привлекать к ответственности этого силовика в первую очередь по той причине, что это будет очень опасный прецедент для всех» — и за все годы протестов известен только один случай наказания полицейского за насилие.

Так, уже полтора года даже не расследуется избиение Дарьи Сосновской, которую силовик ударил в живот во время протестов в августе 2019-го — ей диагностировали ушиб правой части грудной клетки.

Как и в случае с Маргаритой Юдиной, общественное возмущение не привело даже к формальному возбуждению уголовного дела, а Владимир Путин тогда оправдывал насилие тем, что девушка участвовала в несогласованной акции.

Следственный комитет просто переслал заявление Сосновской в Нацгвардию, где заявили, что сотрудники ведомства девушку не задерживали. Ударивший ее силовик до сих пор тоже не установлен.

«На мой взгляд, это указание сверху. Такие решения принимаются — проверки по данным фактам не проводить», — говорит ее адвокат Татьяна Молоканова, сотрудничающая с «Зоной права». Она предполагает, что власть боится: если полицейских начнут наказывать за жестокость и насилие на акциях, то разгонять демонстрантов никто не захочет.

Редактор: Егор Сковорода

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке